Классика-1

Записки афисионадо

Прошу моих постоянных читателей извинить меня — давно не писал, уезжал в разные приятные азиатские страны. Кстати, а вы знаете, что антитабачные зверства происходят только в рамках горячо любимой всеми нами западной цивилизации, а в Азии картина совсем иная, там отдыхаешь? Но это частности.

Суть же дела вот в чем. В Куала-Лумпуре у меня есть друг Карл, американец, тоже борец за права курящих — и человек, жадно читающий всяческий нон-фикшн, от Фукуямы до, возможно, Маркса. Вот с ним-то мы, за редкими доминиканскими Chateau de la Fuente 1992 года, разговорились о том самом — о 1992 годе. И перевели разговор на то, в каком году в Карловой любимой Америке еще можно было развернуть волну антитабачной истерии без тех моральных потерь, которые нация несет сейчас, когда волна все равно разворачивается в обратную сторону.

Тогда Карл посоветовал мне почитать классику — книгу Джекоба Саллэма «Для вашей же пользы. Крестовый поход против курения и тирания общественного здравоохранения», 1998 год. И дал рецензию на нее. Тогда, в 1998 года, как считает Карл, ситуация еще была подвешена, нормальным людям еще можно было свободно говорить, можно было что-то еще сделать, а дальше — упустили. Теперь Америке можно надеяться только на заграницу.

Вот и поговорим сегодня об этой книге. Действительно классической для любых защитников прав курящих. А заголовок «Классика-1» означает, что будет и вторая классика, напишу чуть попозже. Книг или статей на эту тему ведь вышло довольно много.

Итак, Саллэм (Jacob Sullum) — журналист высокого класса, работал в тот момент в журнале «Разум», американском аналоге того, что в СССР называлось «Наука и жизнь». Сам не курит. Книга не в защиту курения, а против антитабачной тоталитарной секты. (Собственно, и мы тоже выступаем не за курение — зачем за него выступать, люди сами разберутся, мы против свихнувшихся активистов с промытыми мозгами). По сути, автор разбирается с тем, как же это произошло с Америкой, которая, как на ките, стоит на принципе индивидуализма и прав личности, что в ней так сильны оказались силы тоталитаризма. Выясняет, что не так с их цивилизацией.

Этот спор Россия не понимает. Не понимает, что борьба с курением подрывает сами основы западного общества — у нас-то оно никак не западное, у нас слова «государство-няня» не обвинение. Зато у нас хорошо понимают, когда задаешь вопросы «кто платит?», «какому лобби выгодна борьба с курением?».

Вообще-то, про деньги автор книги тоже говорит, и не забудем, что перед нами журналист с большим опытом, в его примерах и фактах буквально тонешь. Еще он долго (и нудно) описывает историю запретов на курение — вот прямо с 17-го века.

Заслуга Саллэма, конечно, в том, как он (опять же долго и нудно) показывает массированную фальсификацию медицинских фактов насчет вреда курения, называя эту историю «возможно, самой большой аферой 20-го столетия». В 1998 году, заметим. Или о том, как очередной борец с табаком как-то обмолвился: ну, вот, доклад готов, в него бы только вставить фактов…

Это пятая глава его книги. С тех пор антитабачное лобби осмелело и добавило фальсификаций, главы не хватит, но об этом мы в этой колонке пишем постоянно.

Далее, автор, с его умением собирать факты, приводит множество цитат. Из доклада министерства здравоохранения: «употребление табака — это расстройство, которое может быть исправлено с помощью медицины» (а ведь не может или поддается очень плохо, и профессиональные медики в России прямо об этом говорят). Или — насчет того, как Раковое общество США желало тогда превратить курящих в «изгоев общества». Ведь у всяких античеловеческих идей есть первоисточник, и Саллэм таковые раскапывает.

А как вам вашингтонский центр медиа-образования, который написал донос на один из сайтов, защищавший права курящих, со словами: «без всяких попыток сбалансировать подачу материала»? Интересно, а антитабачные фанатики тоже должны «балансировать»?

Еще раз: это 1998 год. Вся та гадость, которую наблюдал и диагностировал тогда Саллэм, была еще, в общем, в зародыше, ее еще можно было победить.

И сегодня можно только удивляться точности его диагноза: перед нами убедительное исследование о «наглом искажении науки на службе у позорной охоты на ведьм, которую ведут тоталитарные сторонники общественного здоровья».

Последняя цитата — из рецензии на эту книгу. Рецензий было много. Люди с именем (в медицине) пытались «балансировать» — осуждали автора, но отмечали его потрясающее умение работать с фактами. «Нью-Йорк таймс» тогда высказалась следующим образом: Саллэм логичен до предела, и «это его заметная заслуга, что он заставил нас задуматься о тоталитаризме в столь необычном контексте».

Понятно, что «рецензиями», то есть руганью, занимались и активисты. Но вот хорошая формулировка от профессора психиатрии Томаса Щаса: раньше «государство, пьяное от религии, преследовало людей с неправильными с точки зрения религии привычками; сегодня оно, пьяное от медицины, преследует людей с неправильными медицинскими привычками… Отвергнуть крестовый поход против курения точно так же важно для здоровья нашей политики, как отказ от курения полезен для здоровья нашего тела».

Почему Америка не смогла тогда справиться с антитабачной заразой — вопрос с длинным ответом. А сейчас очередь за нашим обществом, за его политическим здоровьем.

Дмитрий Косырев

Оцените статью