Прогулка по дурдому, или курить – это нормально

Записки афисионадо

Сегодня говорим о наших американских братьях по оружию, которые начали в Нью-Йорке кампанию под названием «Курить – это нормально». А кто сказал, что ненормально? – спросите вы. Но то, что происходит в Америке сегодня (дурдом), неизбежно докатывается до нас завтра. Так что надо все их странности изучать – и заранее планировать кампанию по денормализации американской версии борьбы с курением, в ответ на их попытки денормализации курения.

  Теперь подробности. Кампанию, с майками, наклейками и шариками, начала группа CLASH. Это нью-йоркские борцы за права курящих во главе с отставной полицейской дамой Одри Силк, ее поддерживает исследователь антитабачных фальсификаций Майкл Макфадден и множество других людей, и мы все переписываемся. В ходе переписки и изучения их сайтов я все больше ощущаю, что даже пересказать российскому читателю то, что происходит по табачной части в США, невозможно. Если это не дурдом, то привет с Марса. Поэтому я не буду пытаться этим пересказом заниматься, а просто выскажу некоторые возникшие по ходу моей с ними переписки мысли.

  Мысль первая: правы Одри и Майкл и прочие, которые давно уже предупредили, что антитабачные силы не остановятся, а будут продавливать все новые запреты. Все сегодняшние разговоры идут вокруг новых инициатив, типа запрета на электронную сигарету и кальян, а также насчет того, чтобы поднять возраст покупателей сигарет до 21 года.

  Знакомо? А как же. Если кто-то наблюдает за периодически возникающими в России запретительскими инициативами, то система виднеется отчетливая. Кто-то в США выдвигает идею. Например, насчет 21 года. Или насчет того, что табачные компании «купили Голливуд». С временным лагом в пару месяцев то же самое озвучивают в России известные нам персонажи, и звучат «их» инициативы дико. Какой Голливуд, что нам за дело до Голливуда? Но персонажи эти просто обязаны отрабатывать задание, только уже на нашей территории. Кто-то еще будет отрицать, что российское антитабачное движение – нечто самостоятельное, а не часть американского медицинского лобби?

  Мысль вторая. Американские и прочие собратья ведут свою пропаганду, исходя из ценностей англо-американского общества, нам непонятного. Но иногда они вылавливают настоящие жемчужины, нам более чем пригодные. И вот этот обнаруженный ими пассаж, принадлежащий австралийским мастерам психологической обработки человеческих масс.

  «Поскольку курение все более денормализуется, в рекламе может стать более актуальным иной мессидж (то есть метод воздействия – Д.К.). Сегодня обычно используется мессидж страха, имеющий отношение к физическому здоровью, а чувство вины направляется на близких (курильщика). Наше исследование изучило относительную эффективность иной рекламы… Исследование велось, когда уже лишь небольшая часть населения открыто курит, и законы ограничивают открытое курение в общественных местах. Цель исследования в том, чтобы выявить, что может мотивировать эту небольшую часть бросить курить… Стыд, как выяснилось, оказался прекрасно применим к открытым курильщикам и тем, кто курит тайком… Телевизионное рекламное объявление показывало различных персонажей, которые скрывают свое курение от других. Результат: мессидж стыда подталкивает людей к тому, чтобы бросить».

  Давайте это переведем на человеческий язык. Антитабачное движение на первой стадии пугало людей ущербом их здоровью – и провалилось, в том числе потому, что есть множество курильщиков, здоровыми доживающие до глубокой старости, и все это видят. На второй стадии придумали фальсификацию насчет вреда окружающим от пассивного курения. Это тоже провалилось, потому что фальсификация стала раскрываться, а еще потому, что появилась электронная сигарета, полностью лишившая медицинское лобби его прежней аргументации насчет вреда окружающим (а желанные деньги пошли к производителям электронных сигарет). Возникла пауза.

  И, помнится, я злорадно спрашивал: что же они будут делать дальше. А вот, оказывается, что. Пока остаточно действует страх насчет вреда дыма для окружающих, пока курильщики верят, что они в тотальном меньшинстве (а до начала кампании их было «страшно много», это была «эпидемия») – их будут ловить на их же стыде.

  Их будут ловить на том, что они позволили превратить себя в ничтожество, тайком курящее за углом. И этот стыд якобы сможет достичь целей, которые иными путями были не очень-то достигнуты. Вот что такое «денормализация».

  Это знаете на что похоже? Вот вы избиваете человека, бьете его ногами по голове, лежачего; а потом ему говорите: «да ты посмотри, во что превратился и на что похож – как стыдно; в общем, неси деньги врачу, чтобы бросить курить».

  И не сомневайтесь – очень скоро эта подлость будет протаскиваться и в Россию. Как докатывается до нас всякое, типа 21 года или «продавшегося Голливуда». А дальше – зависит от того, насколько у нас морально здоровое общество, сможет ли оно противостоять этой уникальной мерзости.

  Американцы, смотри выше, начали в ответ веселую кампанию под лозунгом «курить – это нормально». У них, однако, курит между 20 и 25% населения. То есть они обороняются. А я бы вместо этого наступал — начал бы кампанию по денормализации антитабачной кампании вот в этом ее американском варианте.

  Потому что – что же в ней нормального, если они сначала сводили людей с ума фальсификациями, превращая их в невротизированных истериков, а сейчас обсуждают, как бы превратить оставшихся в ничто с помощью стыда – стыда за то, что поддались предыдущему этапу массовой психологической обработки.

  И что же нормального в тех, кто считает для себя возможным вот так изощренно, используя психологические методики, издеваться над десятками миллионов соотечественников, не говоря уж об иностранцах, всяких там европейцах, азиатах, в частности, россиянах?

  И еще. Никогда не давайте себя стыдить, если вы человек. Курите открыто.

 

  Дмитрий Косырев

Оцените статью