Пушкин и 2222 анекдота про табак

Записки афисионадо

На самом деле анекдотов про табак и курение в коллекции автора только что вышедшей в Москве книги об этом – 2225, хотя автор вполне мог бы сократить три штуки для эффекта. Зато он сделал с накопленным материалом нечто уникальное – а именно, социо-психологическое исследование того, какое место занимает сигарета в человеческой жизни. Это первая в мире работа такого рода. Называется просто: «Табачная утопия: курение в анекдотах».

   (Здесь надо сделать отступление. Вам в последнее время, возможно, кажется, что моя колонка стала какой-то не такой. Появились повторы давно высказанных мыслей, и вот эта рецензия на книгу идет сразу после анонса Оксаны на нашем сигарном сайте, да и вообще мы книгу, надеюсь, все прочитали. Но дело в том, что моя колонка пошла по миру, в том числе за пределы России. Отсюда, в частности, попытки объяснить некоторым из читателей, что речь не только о России, люди – везде люди и т.д.)

  Автора зовут Андрей Лоскутов, он очень видная фигура в российской общественной жизни – президент Российского сигарного союза, исполнительный директор всероссийского Движения в защиту прав курильщиков. Но начинал свою карьеру как пушкинист – то есть филолог и литературовед. Что, в частности, проявилось не так давно, когда московский гламурный мир (депутаты, чиновники, артисты, поэты) по его инициативе отметил хорошей сигарой 190-летие со дня рождения Евгения Онегина (то есть выхода первой главы пушкинской поэмы).

  Но тут, вроде бы, никакой не гламур, а пустяк – анекдоты. Вот, например, такой:

  «Чтобы ваш ребенок чрезмерно не увлекался интернетом, постарайтесь приобщить его к более здоровым занятиям: картам, табаку, вину, девочкам».

  Ну, или такой:

  «- Я так много читал о вреде алкоголя и курения, что с нового года решил бросить.

  — Что именно? Пить или курить?

  — Да нет, читать про это».

  Причем здесь филология и русская литература? Вообще-то Лоскутов собирает любые анекдоты, из любой страны, лишь бы про табак. Но дело в том, что он анализирует отношение человека к курению так же, как анализирует Пушкина и русскую литературу.

  И вот вам, для затравки, первый факт для размышления. Лоскутов собирал анекдоты на эту тему не один год. И вдруг понял, что среди них нет ни одного, который был бы против табака или за запреты на курение. Ни одного! Он подождал, продолжая свой сбор урожая. И опять ни одного – против. А почему?

  Так он начал свое уникальное исследование, которое вообще-то следовало бы предпринять многим. Которым сначала надо было бы исследовать этот простой вопрос – зачем человек курит? А потом уже бороться с табаком. Точнее, не бороться.

  И ведь я читал неоднократно или слышал эти реплики в дискуссиях – «вы бы сначала разобрались, почему человек курит, а уж потом пытались бы его ограничивать. Оттого и провалились со своей кампанией запретов».

  Это всего лишь правда: антитабачные силы навыдавали множество грантов на свои псевдонаучные исследования о курении. Но, кроме уже неоднократно осмеянных настоящей наукой идей насчет непобедимой «табачной зависимости», так и не породили исследования в области человеческой психологии, исследования по части того, какую роль играет табак в человеческой жизни. Это сделал Лоскутов.

  И вот его выводы.

  «- Может быть, перекурим? – предлагает гитарист музыкантам в аду.

  — Если бы можно было перекурить, это был бы рай…»

  Да, именно рай. Лоскутов вводит понятие Шлараффии – это из немецкого фольклора, несуществующая, идеальная страна Утопия, куда никогда не попадешь, но стремиться надо. Это вот что такое (из письма в бутылке, пришедшего на Большую землю):

  «Нахожусь на необитаемом острове. Ни шума, ни автомобилей, можно курить где угодно. Чтоб вам лопнуть от зависти!».

  То есть курение в народной картине мира, в жизни человека, делает вывод исследователь, означает наслаждение и радость жизни. Точнее, «локализует сладкую и запретную жизнь в пространстве» — да, он так выражается, я же писал, что это серьезное исследование, там еще и библиография есть.

  Доктор, запрещающий курить, в народном анекдотном творчестве выступает против того, что составляет радость жизни, но делает это без всякого фанатизма и часто курит сам. Минздравы разных стран воплощают комизм и бессмысленность запретов.

  Что интересно, отмечает Лоскутов, третья радость жизни после алкоголя и табака, то есть секс, в анекдотах выступает в роли «переменной или вспомогательной» радости. То есть находящейся на втором месте. А именно,

  «- Что легче забыть – трубку или женщину?

  — О, это зависит от сорта табака».

  В народном фольклоре жена – угроза для курильщика, но дети – вовсе нет. Собственно, громадный массив анекдотов рассказывает о том, как умные и повзрослевшие дети учат отцов пить, курить и даже заниматься сексом.

  И общие выводы автора: политическая утопия – стремление создать правильного человека (а разве, заметим мы, это дело государства – создавать людей?), а «утопическая проекция» самого человека – совершенная государственная структура, дающая несовершенному человеку все, что он хочет. Анекдоты, говорит автор, ясно показывают несостоятельность запретов как инструмента создания нового человека.

Вот оно как; а мы все размышляем, почему эти запреты всегда проваливаются. Народ же тем временем все давно понял и смеется.

  Вопрос в том, какой народ. Когда пушкинист (Андрей Лоскутов) берется за дело, то понятно, что в ход идет именно русская литература. В книге присутствует Илья Ильич Обломов из одноименного романа, один из самых парадоксальных персонажей именно русской литературы, который получил свое счастье – домик на Васильевском острове, где можно ничего не делать и курить сигары (Шлараффия?). И идеальный революционер Рахметов из романа Чернышевского «Что делать?» — этот человек выбрал аскетический образ жизни, отказывал себе во всем, но за одним исключением: больше трети своего бюджета он тратил на сигары, причем хорошие. Вот вам не то что правильный, а идеальный человек. От всего откажется ради великой цели, но только не от табака. Предупреждали же классики…

  Но значит ли это, что только русский народ так относится к своей сигарете? Лоскутов, по сути, говорит, что да. Да вот хотя бы, один из анекдотов его коллекции:

  «Все, что тебе вредит, но не убивает, делает тебя русским».

  Это, конечно, хороший ответ на американскую поговорку «то, что тебя не убивает, делает тебя сильнее». Но лично мой опыт общения с детьми разных народов показывает, что великая русская самобытность тут ни при чем. Табак – он для всех народов табак, другое дело, что способов выразить эту простую мысль столько, сколько народов на планете. И табачные запреты проваливаются где угодно, в любых цивилизациях.

  Но спорить с пушкинистами трудно, да и не нужно.

   

   Дмитрий Косырев

Оцените статью