Беспощадный каток доброты

Записки афисионадо

«Между прочим, вот это – типичный борец с курением», — сказал я своей жене после того, как мы с ней битый час провели на благотворительном шоу посреди серьезной конференции, посвященной совсем другим проблемам. Кстати, никому из выступавших на той конференции – а все они знаменитые и умные люди – не доставалось больше пятнадцати минут: жесткий регламент. Час та благотворительница взяла себе сама, явочным порядком, ей дали слово – и началось.

  «Так эти борцы с курением — вот такая жуть? Ну, тогда я понимаю, как тебе трудно», — получил я уважительный ответ.

  Заметим, благотворительница ни слова не произнесла о табаке: не ее тема. Она занята лечением неизлечимых, и кстати – я не отрицаю, что она это реально, в том числе сама, руками, делает. Просто в данном случае речь об определенном феномене, типе человека и общественного деятеля, а также о том, как с этим феноменом – когда нужно — бороться.

  Бороться трудно, потому что сопротивление в данном случае не предусматривается. Человек обладает несомненным талантом трогать, шокировать, парализовать аудиторию кошмарными подробностями человеческих страданий и ужасного состояния нашей медицины или общества перед лицом этих страданий. Как можно даже подумать о том, чтобы такому человеку возражать? Вы в ловушке, сидите и слушайте.

  А теперь представьте себе, что эта же замечательная женщина борется с курением. Живописует страдания от многочисленных вымышленных болезней от пассивного курения, поет на ультразвуке: «а детей за что?», и так далее. И опять же попробуйте что-то сказать против. Попробуйте стать на пути этого асфальтового катка доброты – костей не соберете.

  И тем не менее учиться делать это надо. Во-первых, если вы шкурой (то есть жизненным опытом) чувствуете, что здесь что-то не то – то уж поверьте себе, вы не ошибаетесь. И, во-вторых, надо уметь облекать это шкурочувство во внятные слова. Что мы сейчас и постараемся сделать.

  Для начала – случилось так, что в тот день, когда я оказался зрителем благотворительного шоу, на ночном столике меня ждал роман замечательного Джона Ле Карре The Constant Gardener (переводится примерно как «Верный садовник») – точно про такую непобедимую звезду доброты. Героиня романа, словами автора – «принцесса Диана африканских бедняков», «Мать Тереза трущоб Найроби», и «ангел, которому было не все равно». Проламывала любые барьеры, разоблачала коррупцию и прочее, чтобы продвигаться к своим целям – помощи больным Африки. Там, кстати, таких европейцев – того самого типа – тучи.

  Далее, я наблюдал за реакцией аудитории на бесконечную презентацию нашей героини. Студентки, обслуживавшие конференцию, выбегали из зала в слезах. Половина участников аплодировали, в том числе искренне. Но другие – нет, и даже не слушали.

  Я провел потом блиц-опрос пяти участников той сцены и получил ответы насчет того, что она вообще тут делала: ее выступление было одним из условий финансового спонсора конференции, и напомнить ей о регламенте было бы неудобно. Многие в зале это знали и терпели. А еще то была политика. Дело в том, что кому-то нравится бесспорно светлая идея, что благотворительность и волонтерство становятся главным российским национальным проектом, ответом на все накопившиеся проблемы. Поэтому разные благотворители вынуждены конкурировать друг с другом за финансирование и прочую поддержку из самых разных источников. И устраивать презентации везде.

  Ну, и еще из наблюдений участников: выступала личность с грандиозным талантом к шоу-бизнесу, хороший психолог, очевидно беспощадная в достижении целей, и явно не воспринимающая слова «нет». Вдобавок был и такой ответ: одна из правящих сейчас королев тоже помогает больным, в том числе моет их и т.д. Но делает это тихо, без шоу и без камер, по сути об этом даже мало кто знает.

  Видите, все-таки жизненный опыт помогает и увидеть суть вещей, и даже найти какие-то слова, чтобы объяснить ваше стыдливое чувство неловкости и неправильности происходящего.

  Вообще-то женщина, о которой речь, тут, возможно, не виновата, не понимала тонкостей ситуации и т.д. И дело не совсем в ней. Просто у многих, очень многих людей заложено чуть не в генетической памяти умение распознавать на лету определенный тип личностей. Которые не признают препятствий и возражений, ломают любое сопротивление (если кто-то вообще им пытается сопротивляться), во имя добра не щадят никого – да, и себя тоже. Революционеры, бросавшие бомбы и потом беспощадно «строившие новую жизнь» — тот самый случай.

  По сути мы все зависим от того, что именно такие личности считают добром. Это уж как нам повезет. Помощь больным? Хорошо, хотя ради таковой она теоретически способна поломать жизнь мешающим помогать больным – неважно кому, медикам, политикам, кто попадется. Но если она выберет себе в качестве цели борьбу с курением – ну, это нам знакомо: до последнего курящего. Так ведь есть и иные разновидности добра и «добра» — такие, что мало не покажется. Как минимум, такие матери рушат семью своего сына, твердо зная, что тот выбрал себе неправильную девушку.

  И во всех случаях подобные личности твердо знают: то, что они делают, и есть добро. А иначе, если будут, как всякие нормальные люди, сомневаться, мучиться, размышлять – что я творю? – то обрушатся, как крыша Нотр-Дам. Сомнения им противопоказаны, потому что у них психологические травмы по поводу того, кто они, зачем нужны… это уже для психологов-клиницистов, они этот тип хорошо знают.

  То есть дело, повторим, не в том, хороший ли человек та конкретная личность, которая выступала на нашей встрече. Может, и хороший. Дело в том, что у многих людей выработался иммунитет не к этой конкретной женщине, а к похожим на нее. И иммунитет этот нужен каждому.

  Наш замечательный народ нашел простой и хороший ответ на похожую ситуацию. Есть такой анекдот – как ответить звонящим в вашу дверь сектантам с их стандартным: «не хотите ли впустить в ваш дом Иисуса»?

Да-да, это та самая ситуация: ну, вот как можно пойти против Иисуса, сказать в такой ситуации «нет»? Оказывается, можно. Ответ такой: Иисуса я, может, и впущу, а вот вы пойдете известно куда.

  Кстати, туда же было бы правильно отправлять борцов с курением.

  …Да, и – возвращаясь к роману Ле Карре – с его героиней, «Матерью Терезой трущоб Найроби», случилось вот что: ей перерезали горло. За что – подробности в книге. Очень советую.

   Дмитрий Косырев

Оцените статью