Запреты на курение как случай рукоблудия

Записки афисионадо

Несколько месяцев я не посещал недавно открывшийся блог англичанина, поселившегося в Греции и начавшего там писать о глупости и обреченности запретов курения (псевдоним – Nisakiman, «островитянин»). И вот я вернулся к его творчеству и понял, что у человека получилось: сейчас почти каждый его пост интересен.

  А наиболее интересным мне показался тот, где говорится, почему запреты на курение не сработали в Греции.

  Кстати, если вас пытаются морально задавить, объясняя, что «весь мир бросает», и скоро начнется жизнь без табака – не верьте. Это очень часто говорят откровенные фальсификаторы, хорошо знающие, что ничего подобного во «всем мире» нет и теперь уже явно не будет.

  Греция – только один пример тотального провала антитабачной кампании, но пример хороший. И вот Островитянин с большим знанием дела объясняет нам, что такого особенного в греках.

  Он вГреции, напомним, живет, и он рассказывает нам, как каждый грек откровенно чихает на запреты там, где это можно – а можно везде. Парламентарии, в 2009 году голосовавшие за запреты по европейскому образцу, курят у себя в парламенте. Про рестораны и бары и говорить нечего. Или вот вам фото заместителя министра здравоохранения с сигаретой, и многое другое…

  Недавняя статья на эту тему в Wall Street Journal называется «У усилий Греции по борьбе с курением есть одна большая проблема: греки». Начинается этот материал с рассказа о том, как некая женщина задумала открыть некурящий бар в центре Афин и что с ней после этого было.

  Но самое интересное не в том, как это происходит – в конце концов, наши туристы в Греции бывают постоянно и все это наблюдают и рассказывают потом друзьям. Интересна оценка Островитянина насчет того, почему это так.

  Цитируем: суть дела, говорит он, в слове «свободные». «У греков есть очень острое чувство свободы. Исторически, как нация, они пережили долгие периоды иностранного господства и угнетения…»

  Совершенно верно, попытка ввести запреты на курение пришла в Грецию извне. Из Брюсселя, штаб-квартиры Евросоюза. И было это в то же время, когда вся Греция устраивала демонстрации против навязанной тем же Евросоюзом финансовой политики удушения страны.

  Кстати, а в нашей стране антитабачные законы упали с неба? Они пришли извне, ничего своего в них не было и нет. Но цитируем дальше. 

  «У греков есть хорошо развитый моральный компас. Они понимают разницу между правильным и неправильным. Нация в целом глубоко религиозна, моральный наставник для нее – религия».

  Как будто мы не знали, что греки религиозны. Мы даже знаем, какой они религии.

  Это ведь действительно важно – моральный компас, общий для всей нации. Когда все люди или ключевое большинство, знают или ощущают, что все эти запреты на курение аморальны, потому что нельзя врать людям и заставлять их делать то, чего они делать не хотят.

  Но дальше: подход греков к жизни – анархический. «Они плохо относятся к самой идее правил, спускаемых сверху по принципу «что хочу, то и предписываю», особенно если эти правила ограничивают личные свободы без каких-то очевидных выгод. Они смотрят на саму идею правил, введенных для того, чтобы «защитить людей от самих себя», как вызов их самостоятельности и как вмешательство, не заслуживающее одобрения».

  И тут вдруг Островитянин перепрыгивает на неожиданную тему – обязательность шлемов для мотоциклистов. Тот же Евросоюз навязал грекам эту обязательность, со штрафом в 350 евро в случае нарушения. «Но кто такие эти люди, чтобы говорить мне, что мне делать, а что нет, если я – единственный человек, который может здесь пострадать»? И так настроены все, не только «бунтующая молодежь», но вообще все, включая полицейских.

  А теперь главное. Помните, для чего антитабачные силы взяли на вооружение гитлеровскую идею «пассивного курения»? Для того, чтобы хоть какие-то люди поверили, что дым может вредить еще и окружающим. Но – «слова насчет того, что «пассивное курение» опасно, в этой стране встречают презрительным фырканьем… поскольку их глаза подсказывают грекам, что все совсем не так. И с этим здоровым скептицизмом они воспринимают запреты на курение так, как те того и заслуживают: как безумные ограничения, введенные по наводке угрюмых фанатиков без всяких оснований».

  Называют они эти запреты на местном языке словом «малакиа». А это великолепное слово из Библии. Переводится на старозаветный русский, как «рукоблудие».

  Здесь мы добавим, что дело совсем не только в том, что греки видят «своими глазами». Не будем забывать, что речь идет о самой древней цивилизации Европы. Можно представить себе, что в какой-то маленькой стране, только-только ставшей нацией, не найдется нужного числа грамотных людей, способных разобраться в этом ворохе фальшивок насчет пассивного (да и активного) курения. Таким странам приходится верить информации, приходящей откуда-то из-за пределов ее границ.

  Но в Греции мы видим древнюю традицию уважения к науке и культуре, традицию работы с фактами, в том числе великолепную медицину. И если греки говорят, что антитабачная кампания – малакиа, значит, это точно малакиа.

  Снова насчет того, что «весь мир» бросает курить. Давайте посмотрим, откуда конкретно пошла эта бешеная борьба с табаком и где она прижилась. Только в странах англо-саксонской цивилизации – США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. В Великобритании с ее давней культурой все сложнее, там одновременно и самое мощное анти-антитабачное движение. Оттуда же, из той же цивилизации, идут прочие кампании по агрессивному промыванию мозгов для раскола обществ и создания какого-то нового человека: феминизм, экологическое бешенство, русофобия. И везде одно и то же: при словах «где факты» начинается вой возмущения.

  А вот в Европе все сложнее. Итальянцы и французы настроены (да, я снова о табаке) примерно как греки, но не столь яростно. Балтийские страны – скорее как Америка, там тоже «все бросают», хотя на самом деле далеко не все. Ну, а в прочем мире картина и еще сложнее (об этом следующая колонка). Столкновение цивилизаций, однако.

   Дмитрий Косырев

Оцените статью