Утомлённые. Необъяснимый провал

Записки афисионадо

«Утомлённые солнцем 2: Предстояние». Россия, Н.Михалков, авторы сценария Н.Михалков, В.Моисеенко, Р.Тюрин, Э.Володарский, оператор В.Опельянц, композитор Э.Артемьев, художник В.Аронов. В ролях: Н.Михалков, О.Меньшиков, Н.Михалкова, В.Толстоганова, Д.Дюжев, А.Смольянинов, А.Мерзликин, М.Суханов, Е.Стычкин, А.Панин, С.Гармаш, В.Золотухин, А.Петренко, А.Михалков, А.Голубев, М.Шукшина, Л.Калганова, С.Ларин, А.Булгучёв, А.Булдаков, А.Мохов, А.Михалкова, И.Мулев, С.Плотников, Т.Рахимов, Е.Сахаров, В.Остров, С.Фидаров, И.Шмаков, В.Берегов.

Казалось бы, режиссура как езда на велосипеде: нельзя разучиться. И вот — автор блестящих, любимых фильмов, мастер нюансов и подтекста Никита Михалков выпускает откровенно беспомощный сиквел «Утомлённые солнцем»…

Фильм можно было бы занести в книгу рекордов по количеству великолепных актёров, занятых в 2-3-хминутных эпизодах. Присутствие даже одного А. Петренко, С. Гармаша, А. Панина, В. Золотухина могло бы украсить любой фильм или даже сделать его настоящим шедевром. Но режиссёр предпочёл использовать их в качестве «пушечного мяса» и погубить, позволив им произнести лишь по нескольку безликих реплик. Эдак можно было и роту солдат, уничтоженную прямым попаданием бомбы, составить из одних звёзд. Вот только смысл такого растранжиривания ускользает от понимания. Кто-то из критиков жестоко пошутил: Н. Михалков таким образом решил «расчистить пространство» для своих детей, персонажам которых предназначено выжить.

Нравственный аспект такого выживания крайне сомнителен. Глядя на то, как фашисты сжигают целую деревню за убийство двух своих солдат, Надя Котова шепчет: «Это для того, чтобы я могла найти своего папу!» Что называется — без комментариев…

Фильм, объявленный «великим» прямо на афише, начал проваливаться в прокате с первых же дней. Повествование рассыпается на актёрские этюды, которые способен был бы поставить студент первого курса, чуть почитавший о профессии. Каждый эпизод точно сыгран, но не составляет единого целого с другими. О. Меньшиков, С. Маковецкий, Е. Миронов, А. Адабашьян, А. Панин, М. Шукшина, В. Толстоганова, Д. Дюжев из последних сил наполняют своих персонажей биографией, характером, деталями внешнего облика. Но для того чтобы создать на экране хоть что-нибудь стоящее, им не было предоставлено ни достаточно времени, ни адекватного драматургического материала, ни внятной режиссёрской концепции. Слабенький сюжет разбавлен таким количеством раздувшихся нескончаемых эпизодов, что зритель теряет нить повествования. Сценарий в значительной степени носит характер экранизации анекдотов: отправка кремлёвских курсантов на помощь штрафбату, спасение девушки на мине, попытка немецкого лётчика накакать с высоты на баржу Красного Креста.

Зашкаливающий натурализм и натужный символизм не производят искомого эмоционального впечатления. Вывороченные кишки и отрезанные ноги вызывают отнюдь не сострадание, а недоумение режиссёрским бессилием. Обнажённая девушка посреди мертвецов и развалин обнаруживает лишь образованность вгиковца, запомнившего из курса отечественного кино пронзительный образ торжества жизни над смертью из «Мира входящему», когда новорождённый младенец пускал струйку на гору поверженного оружия.

Фильм таков, что в нем невозможен разбор недочётов. А только разбор отдельных удач. Очень, увы, отдельных. Опасность потакания собственным слабостям подстерегает каждого, кто достиг определённых высот в своей области. Нет никакой гарантии, что следующее произведение станет лучше или хотя бы не хуже предыдущего. Неудивительно, если талантливый человек впадёт в депрессию или долгое время не сможет найти вдохновляющую его тему. Для Феллини, например, творческий кризис стал поводом для создания незабываемого, полного подкупающей самоиронии фильма, как «8 1/2». Непостижимо, как такой щедро одарённый, опытный, увенчанный мастер, как Никита Михалков, позволил сделать весь мир свидетелем своего тяжелейшего провала. Нам обещана еще третья серия и сериал в конце года. Это, пожалуй, самое печальное в этой истории.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью