Если честно, я кое-что от вас утаил!

Записки афисионадо

«Информатор!» (“The Informant!”). США, 2009, 107 мин. Режиссёр и оператор Стивен Содерберг, автор сценария Скотт Бёрнс по одноимённой книге Курта Эйченвальда, композитор Марвин Хэмлиш. В ролях: Мэтт Дэймон, Скотт Бакула, Джоэл Макхэйл, Мелани Лински, Томас Уилсон.



«Информатор!» очередной раз блестяще доказывает, что ни один писатель не в состоянии придумать более невероятные коллизии, чем подсовывает нам жизнь. Кто бы поверил, что патологический лжец, искренне верящий в собственные фантомы, неуравновешенный тип, находящийся к тому же под наблюдением психиатра, не только станет наиболее высокопоставленным осведомителем ФБР в американской истории и разоблачит самый масштабный случай ценового сговора, но и в течение нескольких лет будет водить за нос многочисленных представителей этой могущественной организации! А именно это произошло в 90-е годы с Марком Витакером, вице-президентом крупной компании АДМ по производству пищевых добавок. Эта фантастическая история стала сюжетом документальной книги репортера «New York Times» Курта Эйченвальда.

В киноизложении Стивена Содерберга разоблачительное журналистское расследование превращается в уморительную и при этом жёсткую пародию чуть ли на всю государственную систему США, гордящуюся своими исправно работающими демократическими институтами. Жизнерадостный простак, периодически делящийся со зрителем своими наивными представлениями об устройстве мира, не только становится одним из наиболее перспективных специалистов-химиков крупной компании, — это бы ещё куда ни шло: учёному подходит быть чудаком не от мира сего. Этот милый неказистый увалень в неожиданном исполнении Мэтта Дэймона, не сильно напрягаясь, обманывает всех окружающих его профессиональных умников, как среди собственного начальства, так и среди опытных адвокатов, и следователей ФБР, немало поднаторевших в «раскалывании» закореневших преступников. Его доверительное сообщение соседу, что он стал агентом 0014, поскольку он вдвое умнее агента 007, при ближайшем рассмотрении оказывается той авторской шуткой, в которой присутствует лишь малая доля шутки.

Построенный как псевдо триллер, фильм с первых эпизодов заинтриговывает вопиющей неуместностью весёленького музыкального сопровождения и приземлённых мечтаний новоявленного великого комбинатора, которыми он делится с нами, параллельно разоблачая одну из самых крупных финансовых махинаций века. Именно эта странность авторской интонации должна удержать внимание зрителя, поспешно решившего было, что перед ним очередное скучное разоблачение, итог которого понятен чуть ли ни с первых кадров. Неуклюжий и несколько неадекватный Витакер кажется поначалу простофилей-счастливчиком, которому волею случая удалось пробиться наверх. И ни его окружению, ни нам, зрителям, не приходит в голову, что этот образ выстроен и эксплуатируется им вполне сознательно.

Глупо попавшийся на выдумке о «кроте», который якобы завёлся в их компании, Марк Витакер вынужден сотрудничать с ФБР, записывая километры плёнок переговоров своего босса с его конкурентами, разоблачая тем самым грубейшее нарушение антимонопольного законодательства. Работающие с Витакером агенты поражены его глубоким убеждением, что по завершении операции он непременно займёт пост президента компании. Ведь он же действует на благо государства! Значит, не может быть никакого сомнения в том, что его опасная работа будет соответствующим образом вознаграждена. Все попытки фэбээровцев аккуратно подготовить его к иному варианту грядущих событий разбиваются о непоколебимую уверенность Витакера в торжестве мировой справедливости.

Ловко устанавливая микрофоны и видеокамеры, Марк Витакер не вызывает ни малейших подозрений у тех, за кем шпионит. Его феноменальная естественность помогает ему, не моргнув глазом, даже решить проблему зафонившего во время переговоров магнитофона в его портфеле. Облившиеся холодным потом и готовые ворваться в комнату заседаний агенты восхищаются исключительной выдержкой и находчивостью своего тайного сотрудника. Они и представить себе не могут, сколько неожиданностей принесёт им этот беззащитный с виду большой ребёнок. И дело даже не в том, что он малодушно не может устоять перед напором газетного корреспондента или оказывается не в меру разговорчив со своей секретаршей. Первый шок постигает тёртых адвокатов, когда на пороге судебного зала они слышат из уст своего самую малость смущённого подзащитного сакраментальную фразу: «Если честно, я кое-что от вас утаил!».

Фильм предварён аккуратным предупреждением, что, хоть действие и основано на реальных событиях, но отдельные персонажи и диалоги вымышлены. А раз так, то мы не можем быть уверены, в какой степени дьявольское сочетание изощрённейшего коварства и детской открытости главного персонажа имело место в действительности или стало концептуальной выдумкой авторов. Весь сарказм фильма сосредоточен именно на той поразительной лёгкости, с которой предсказуемый с первого взгляда простак дурачит матёрых специалистов, оказавшихся не в состоянии просчитать его нестандартную логику. Сам же Витакер искренне недоумевает по поводу их недогадливости: «Они, что, не смотрели фильм «Фирма»? Там же то же самое!» Его исключительная безнравственность, позволяющая ему без зазрения совести продолжить делёжку «откатов» с начальством, чьи переговоры он в течение трёх лет записывает для ФБР, сочетается с на редкость тёплыми семейными отношениями. Правда, и тут не обошлось без обескураживающих потрясений: трогательные воспоминания об осиротевшем малыше, усыновлённом миллионером, на поверку оказываются выигрышной легендой, благотворно повлиявшей на его карьеру.

Жестокая ирония фильма состоит в том, что, даже отсидев в тюрьме 8 лет — больше, чем те, кого он сдал, — и способствовав возвращению государственной казне около миллиона долларов, Витакер всё ещё хранит пару секретов, среди которых, скажем, такая мелочь, как точная сумма им самим утаенных денег.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью