Что такое витолфилия?

Ремарки
Витолфиликой (от исп. vitolfilica) или витолфилией (от фр. vitolfilie) называют коллекционирование сигарных аксессуаров, чаще всего сигарных бантов или колец. Коллекционеры называют их vitolas. Впрочем, слово «vitola» используется и для обозначения типоразмера сигары, и как синоним самого слова «сигара». Для обозначения сигарных бантов используется так же слово анильос (от исп. аnillo) или просто «кольцо» и англ. cigar bands или cigar rings.

Витолфиликой (от исп. vitolfilica) или витолфилией (от фр. vitolfilie)  называют коллекционирование сигарных аксессуаров, чаще всего сигарных бантов или колец. Коллекционеры называют их vitolas. Впрочем,  слово «vitola» используется и для обозначения типоразмера сигары, и как синоним самого слова «сигара». Для обозначения сигарных бантов используется так же слово анильос (от исп. аnillo) или просто «кольцо» и англ. cigar bands  или cigar rings.

  Витолфилы коллекционируют как собственно сигарные кольца, так и литографии, которыми обклеивались сигарные коробки. Такие литографические изображения называют «cigar labels». Если vitolas  отличаются между собой по размерам  сигар, то labеls –  по размерам  сигарных коробок.

  Существуют разные версии происхождения сигарных колец. По одной из распространенных, — первым в 40-х годах XIX в. сигарные кольца стал использовать один из пионеров табачной индустрии   Густаво Бокк Мюллер на своей фабрике Aqula de Oro. Так или иначе сигарные кольца стали инструментом маркетинга, и, в первую очередь, средством противодействия контрафакту.

  Сперва кольца печатались в один цвет. После появления  в 60-е годы на Кубе цветной печати,  стали цветными. А затем в покрытии витолас начали использовать золото, которого, по некоторым опубликованным данным, на 1 см 2 уходило до 0,3 г.  

  Судя по всему, примерно с этого времени началось и коллекционирование витолас. Во 1898 г. на First International Congress of Cigar Ring Collectors говорилось, что некоторые из отправившихся в Испанию после войны за независимость солдат и беженцев «везли тщательно отобранные коллекции великолепных сигарных бантов, собранные ими во время проживания на Кубе».

  Витолас появились почти в то же время, что и почтовые марки. И сам по себе процесс их коллекционирования   очень похож на филателию вплоть до использования тех же кляссеров, пинцетов, луп и т.д.  

  Конечно, марки собирают миллионы людей, а витолас, — тысячи. Не только на Кубе,  но и в  США, Испании, Англии, Нидерландах, Бельгии, Франции, Италии, Португалии, Бразилии, Мексике и других странах. То есть, — прежде всего там,  где  выращивается табак, производятся сигары, и в странах, исторически являвшихся основными их импортерами.  Хотя в последние годы можно говорить об оживлении интереса к витолфилике, в том числе, в странах Азии.

Как и марки, витолас собирают по странам (в данном случае странам-производителям) и по тематике: флора, фауна, транспорт, искусство и т. д. Как и марки, они часто выпускаются сериями — от нескольких экземпляров  до  сотен колец в одном сете. Но есть в витолфилике важный критерий систематизации коллекции, которого нет в филателии. Это торговые табачные марки, система которых за полтора века формирования приобрела довольно сложную иерархическую структуру.

  Если говорить о кубинских витолас, выпущенных до середины 60-х гг. прошлого века, то   можно выделить три брэнда с наиболее обширным ассортиментом. Это Romeo y Julieta, Partagas и La Corona.

  Вторым рядом по разнообразию и количеству колец идут: Jose Gener, Hoyo de Monterrey, Н.Upmann, Calixto Lopez, Larranaga, Punch, Bellinda, Henry Clay, Eden, Ramon Allones, Bock y C и др. За ними следуют  El Rey del  Mundo, Santa Domiana, Sol, Lo Mejor, Jose Piedro, Fernandez Garcia y C и т.д.  И так, вплоть до торговых марок мелких табачных фабрик, которых на острове насчитывалось несколько сот.

  Были престижные и реже встречающиеся торговые марки, такие, как, например, La Lolita, и, наоборот, более демократичные и простые по дизайну и материалам, использовавшимися для их изготовления, например, — Bauza.

Наиболее популярными изображениями на кубинских   витолас второй половины XIX – первой половины XX вв.  были портреты, чаще всего, царствующих особ, флаги, орлы и гербы. При этом широкое распространение имела практика выпуска именных и корпоративных сигарных колец. Поэтому коллекция витолас является в известном смысле и справочником кубинской элиты, и каталогом местного бизнеса, в особенности индустрии гостеприимства: отелей, клубов, кафе, казино и т.д.

  На тему витолас издано немало книг, проводятся конгрессы, выставки, печатаются каталоги, существуют ассоциации коллекционеров. Есть и интернет-музей, посетив который каждый может убедиться, что сигарные кольца —  не просто торговые марки, а произведения искусства, содержащие, так же как почтовые  марки и монеты, образное описание своего времени.

   Сергей Шпилько     

 


  Сергей Павлович Шпилько (род. 6 января 1957, Москва) — президент Российского союза туриндустрии, государственный деятель, экономист (кандидат экономических наук), доцент Российской международной академии туризма. Автор более 60 публикаций в области экономики, социологии и туризма. Год назад был гостем Московского сигарного клуба.

Оцените статью