Сила затяжки

Ремарки
Исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков Андрей Лоскутов привел и обосновал для Polytika.ru любопытную табачную арифметику, которая полностью опровергает доводы тех сторонников антитабачного законодательства, которые отстаивают его эффективность.

Исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков Андрей Лоскутов привел и обосновал для Polytika.ru любопытную табачную арифметику, которая полностью опровергает доводы тех сторонников антитабачного законодательства, которые отстаивают его эффективность.



  Вопрос: Андрей, как вы оцениваете итоги 2015 года в плане отстаивания прав курильщиков? Что удалось сделать, а что нет?

  Ответ: Сейчас каждый день играет в пользу здравого смысла, потому что ежедневно миллионы курильщиков и некурящих видят несовершенство антитабачного закона. Одно дело, когда он был гладко изложен на бумаге, и все основные положения сопровождались апелляцией к разуму, мол, курить, плохо, с чем, в общем-то, никто и не спорил. С опорой на эту тривиальную мысль выстраивалась вся идеология антитабачников. Напомню, сторонники ФЗ-15 считали, что с принятием антитабачного закона все вскоре бросят курить. Но итоги года показывают, что этого не произошло. А раз народ не бросил курить, значит, он продолжает курить там, где находится: не только дома и не только на улице, но и на работе, на лестничной площадке, на железной дороге и так далее. Везде, где находится курящий человек, он практически является нарушителем этого федерального закона. Как мы подсчитали в начале антитабачной кампании, что примерно 600 миллионов нарушений ФЗ-15 будет происходить ежедневно по всей стране, так и получается.

  Вопрос: 600 миллионов нарушений ежедневно?

  Ответ: Мы исходили из того, что 40 миллионов курильщиков выкуривают по 20 сигарет ежедневно. Такую статистику показал опрос актива Движения за права курильщиков еще до принятия антитабачного закона. Люди также ответили на наш вопрос, где они могут воздержаться от курения, а где нет. В частности, во время восьми рабочих часов они вынуждены нарушать закон. Одним словом, получилось, что примерно 15 сигарет из 20 российские курильщики ежедневно выкуривают «не по закону». Умножаем 40 миллионов курильщиков на 15 сигарет, и получаем эту совершенно безумную цифру — 600 миллионов нарушений ежедневно!

  Если же еще посмотрим на правоприменительную практику, то поймем, что не в пользу закона играет и огромная размытость функций и границ ведомств, ответственных за выполнение антитабачного закона. Семь различных организаций являются контрольными по исполнению этого закона. Получилось буквально как в известной русской поговорке: «У семи нянек дитя без глаза».

  Таким образом, минувший год сыграл в пользу курящей части россиян: все увидели, что закон в нынешнем виде фактически не работает.

  Вопрос: А как, по вашему мнению, сложится судьба «замороженных» поправок в антитабачный закон о возврате курилок в аэропорты и на вокзалы?

  Ответ: Раз антитабачный закон не совершенен, его нужно приводить в нормальное состояние. Теперь нужно переходить к практической части закона, весьма сложной и трудной. Сложность подобных шагов – в их связанности со многими другими законами и подзаконными актами, и это пугает нашу законодательную и исполнительную власть: не хочется им этим заниматься! Однажды в дискуссии с одним из депутатов Мосгордумы я сказал, что Федерация рестораторов и отельеров разработала схему выдачи специальной табачной лицензии: заплатил ее, и объявляешь свой ресторан заведением для курящих. Депутат согласился, что предложение правильное. «Но, — говорит он, — ты не приставляешь, какое количество подзаконных актов нужно будет поменять только в одной Москве». Я ему ответил, что это работа, для выполнения которой, в частности, власти и существуют, если неохота заниматься этим, в депутаты насильно никто не тащит.

  Поэтому, на мой взгляд, «табачная» перспектива в ближайшее время будет сводиться к тому, чтобы дух этого закона привести в соответствие с реалиями жизни. Мы готовы его исполнять, но дайте возможность, чтобы места для курения были везде, где находятся курильщики: на работе, в пути, на отдыхе, в ресторане… Если мы это реализуем, то придем к тому, что закон начнет работать в большей степени.

  Вопрос: Как повышение акцизов на табак и увеличение цены на сигареты с 1 января 2016 года отразится на табачном рынке РФ? Спровоцирует ли рост контрафакта и контрабанды?

  Ответ: Как потребитель я считаю, что денежный инструмент в регулировании рынка —  самый эффективный для решения практически любых вопросов в любой области нашей жизни: в экономической, культурной, социальной… Можно добавлять денег, можно убавлять —  все зависит от поставленной задачи. Однако кажущаяся простота этого механизма несколько завораживает: повысим цены на сигареты, и они откажутся от курения. Действительно, они откажутся, но не от курения, а от покупки сигарет за 150-200 рублей — именно столько, по мнению антитабачников, должна стоить пачка сигарет. Курильщики станут покупать другие, в той цене, к которой уже привыкли — по 70-100 рублей. Здесь рождение, точнее, усиление контрафакта и контрабанды как мощнейшего явления не исключается. А этого очень бы не хотелось, поскольку контрафакт и контрабанда наносят удар по бюджету и здоровью, потому что курить все равно будут, но только уже не контролируемый товар. Здесь нужна мудрость тех людей, кто занимается налогами в Министерстве финансов. До сих пор они понимали сложность проблемы. Как бы ни ругали наш Минфин, но там сидят люди умные, умеющие просчитать ситуацию на несколько ходов вперед. Однако на Минфин антитабачные популисты будут давить, потому что им нужно демонстрировать свою активность, показывать, что они правильно осваивают средства, выделяемые на борьбу за здоровый образ жизни. Если подобные популисты продавят свою схему, может получиться как в европейских странах. Там на фоне борьбы с курением задрали цены на сигареты, в итоге сегодня, например, в Германии 25-27 % табачных изделий — контрабанда, в Болгарии, Польше еще больше — под 40 %. Не хотелось бы прийти к такому же результату. И если на первые ваши вопросы я отвечал с оптимизмом, то в этой части мой прогноз пессимистичен: думаю, нам придется столкнуться еще со многими не очень приятными моментами.

   Геннадий Иванов,

   Polytika.ru


Оцените статью