Делегация РСС на Кубе. Что мы увидели? Часть третья

События
Деньги на Кубе значат всё больше. И это правильно. Как бы мы не ностальгировали по временам, когда главным были отношения, связи, сегодня растущая ценность денег говорит о меняющемся качестве кубинской экономики.

Часть первая: идея, люди, вилла, вода.

Часть вторая: коммунизм, власть, машины, язык.

  Деньги

  Деньги на Кубе значат всё больше. И это правильно. Как бы мы не ностальгировали по временам, когда главным были отношения, связи, сегодня растущая ценность денег говорит о меняющемся качестве кубинской экономики.

Мы, конечно, огорчались, когда давали продавцу 20 куков, а получали сдачи с  10. Или когда в лаунже пятизвездного отеля нам приносили счет на 50 куков, мы просили кассовый чек, и счет сразу убавлялся до 35.

  А разве у нас, в России, было не так? А разве в Турции нам при расчете не приносили счет с ценами из «подменного» меню? Меняющееся экономическое сознание неизбежно должно пройти через это. Так что, наберемся терпения и денег, и будем считать это налогом на реформу.

  Гектор

  Гектор Луис Прието сегодня самый известный табачный фермер Кубы. Он занял место Дона Алехандро Робайны. Мы, разумеется, захотели увидеть его своими глазами. Три года назад Гектор был гостем Центрального сигарного события. Но тогда его звезда только-только всходила, он попросил его присутствие не афишировать. Сегодня к дому Гектора проложена асфальтовая дорога (можете себе представить, что это такое на Кубе – получить персонально к ферме асфальтовую нитку).

  Гектор кормит нас отличным обедом и угощает своей сигарой – формат Behike-56. Каждому! Сигара великолепна. Она сделана из табака, который выращивается на ферме Гектора. У него частное хозяйство, но весь урожай сдается государству по им же, государством, установленным ценам. Вернее – почти весь: незначительную часть табака крестьянин-табаковод может оставить для себя.

  Плантации Гектора – в центре самого лучшего сигарного района Кубы. Из этого табака можно делать сигары-невидаль. Их нам и удалось попробовать.

  Сигары

  Практически все стороны жизни на Кубе, доступные беглому взору туриста, год за годом демонстрируют положительную динамику: общественное питание, полки магазинов, транспорт, мобильная связь, внешний вид кубинцев и пр. И только сигары идут в обратном направлении. С каждым годом сигар на самой Кубе всё меньше. И всё хуже их качество. Но самое странное в том, что выбор кубинских сигар на Кубе меньше, чем в России. И то же можно сказать о качестве. Кубинские русские сигары – лучше кубинских на Кубе.

  Мы покупали гаваны в официальных магазинах Casa del Habano, садились в кружок, закуривали, менялись сигарами и… И ничего не понимали! Кто-то курил Montecristo, кто-то Romeo y Julieta или Partagas… Но было полное ощущение, что мы все курили одну и ту же сигару, тусклую и невыразительную.

  Один из членов нашей делегации высказал предположение: лучшее Куба отправляет на экспорт, т.к. оттуда сразу идет валюта, а у себя кубинцы оставляют то, что может поваляться на полке в ожидании туриста.

  Бизнес

  Никита Кацал – руководитель Магнитогорского сигарного клуба – прислал мне телефон Юрия Курова из Уральского сигарного клуба. Два года назад Юрий переехал на Кубу – насовсем, с женой и ребенком. Открыл здесь бизнес – сначала одну, а потом и вторую бургерную. Мы заехали к нему пообедать и поговорить о кубинской жизни. Жизнь у Юры совсем не легкая. Вкалывать иногда приходится сутками. И денег, как мы понимали из его рассказа, он лопатой не загребает. И даже лопаткой. Но всем доволен.  

  Цены держит низкие, чтобы привлечь клиента. Причем клиента местного – кубинца. Юра считает, что бизнес на туристах — непрочен. Последний карибский ураган, распугавший иностранцев, показал, что Юрина модель устойчива: рухнули все, кто кормил туристов, а Юра устоял и вот, вторую бургерную открыл.

  Спросили Юрия и про его отношения с регулирующими органами. Бизнес-специфика на Кубе довольно большая. Но мы почувствовали главное: бизнес уважает власть – не ту, верхнюю, далекую, а самую что ни наесть близкую. Например, налоговые органы. Здесь можно продать товар и не пробить чек, но независимо от этого нужно будет показать реальный объем бизнеса и заплатить реальные налоги. Мы спросили – можно ли часть выручки утаить и тем самым снизить налог? Юра уверенно ответил: можно, но один раз. У налоговых органов нет всяких там ЕГАИСов, но есть методики, позволяющие, исходя из практики, из размеров помещения и пр., сделать вывод, каким должен быть налог. Один раз тебя могут и простить – всякое бывает в бизнесе. Но второй раз обязательно придут. Как с тем таксистом – если проверяют, значит, по делу, и надо быть готовым к этому всегда. То есть надо быть честным. Ну, и как везде в бизнесе, оборотистым. Мы, например, спросили у Юры – есть ли в его заведении сигары. Нет, — ответил он. А через два дня, выходя из сигарного лаунжа отеля Кемпински, увидели в лобби Юрия. Он сказал, что ждет поставщика сигар, чтобы договориться с ним поставке сигар в бургерную.  

  Будущее

  Если всё сложится так, как мы спланировали с Андреем Абакумовым (идея Абакумова), то уже в следующем году в Гаване может открыться представительство Российского сигарного союза. Это будет абакумовский особняк, где можно будет получить совет и помощь – где поесть, куда поехать, на чем, где взять машину, переводчика, где менять деньги, где купить сигары. Или никуда не ехать, а просто провести несколько дней в особняке Абакумова, где будет и поесть, и машина, и переводчик, и сигары…

   Андрей Лоскутов  

   Фоторепортаж Ульяны Селезневой

  
Видео Андрея Мовчана: часть I и часть II

Оцените статью