Вечер «Евгения Онегина», часть I

События

Первый в сигарной истории вечер, посвященный 190-летию романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», раскрыл участников наших сигарных событий с новой стороны. Сенаторы, депутаты, представители исполнительной власти, руководители региональных администраций, деятели культуры и искусств, писатели, поэты, музыканты – все читали стихи. И стихи Пушкина, и стихи свои, и стихи друг друга.

«Мы никогда не проводили вечеров, посвященных литературным персонажам. Все наши сигары — это сигары известных брендов или именные сигары в честь известных персон нашей страны — в том числе и тех, кто сегодня находится в этом зале. Это первое исключение. Здесь собрались те, кто делает не только политику страны, но и ее культуру, в том числе и культуру сигарную. Сигары «Евгений Онегин» — сегодня одни из лучших в России. Это заявка на возрождение славы русской сигары. Напомню, что во второй половину девятнадцатого века Россия выпускала 186 миллионов сигар в год, и это были лучшие сигары Европы», — сказал Андрей Лоскутов, президент Российского сигарного союза.

Представляя гостей вечера, Андрей Лоскутов вместо визитной карточки показывал книги, выпущенные гостями этого вечера:

Сергей Калашников, сенатор.

Сергей Катасонов, депутат Государственной Думы.

Андрей Туманов, депутата Госдумы,

Кирилл Андросов, президент Аэрофлота.

Ольга Елисеева, историк.

Леонид Жуховицкий, классик советской и российской литературы.

Борис Родионов, исследователь русского винокурения и создатель настоящей русской водки.

Эркин Тузмухамедов, автор исследований по крепкому алкоголю.

Яна Акулинина, поэтесса.

Владимир Вишневский, поэт.

Виктор Ерофеев, писатель.

Александр Иваницкий, профессор, пушкинист.

Алексей Алехин, поэт, прозаик, издатель.

Дмитрий Косырев, писатель.

И это далеко не все участники вечера. Сигарно-алкогольным вкладом в этом вечер стали напитки — полугар и цимлянские вина (они упомянуты в «Евгении Онегине»), а сигарой вечера стала витола, выпущенная специально к этому событию — сигара от фабрики Siglo de Oro – «Евгений Онегин № 6».

«Это необычная сигара, — сказал, представляя ее, Артур Шиляев. — С самого дня выхода линейки «Евгений Онегин» мне постоянно задавали один и тот же вопрос – есть «Евгений Онегин» № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, а № 6 нет – почему? Мы никогда не выпускали номер шесть. Меня спрашивали — когда? И вот этот вечер – самый лучший повод для появления новой сигары. Вы ее сегодня попробуете, после чего она опять исчезнет. Она выпущена специально к 190-летию Евгения Онегина».

На онегинском вечере собрались не только представители московской сигарной общественности, но также санкт-петербургской, вологодской, волгоградской, смоленской. Вячеслав Поленов из Санкт-Петербурга преподнёс небольшой подарок женщинам, посетившим эту встречу — сигариллы «Джарум». Но не всем, а только избранным, тем, кого зовут Татьяна и Ольга, как в романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Их получили Татьяна Пушкина, Татьяна Иваницкая, Татьяна Гузей, Ольга Елисеева и Олега Кувшинникова.

Татьяна Пушкина: «Звонок Андрея Лоскутова застал меня врасплох — много работы, но мои коллеги сказали — на такое событие надо ехать, отложив все свои дела. Не поверите, честное слово, друзья, я сегодня весь день мурлыкала: «Что день грядущий мне готовит…» — весь день был посвящен этому интересному событию. И могу добавить, что вечер меня нисколько не разочаровал».

Официальную часть вечера открыл профессор, доктор, известный исследователь Пушкина и Гоголя – Александр Иваницкий. Он прочел лекцию, посвященную исследованию первой главы романа «Евгений Онегин». С ней можно ознакомится – здесь.

Напитки онегинского тожества, представил знаток алкоголя Эркин Тузмухамедов: «Если бы Пушкин дожил до наших дней, он бы получал огромное количество денег. Потому что сейчас платятся бешеные деньги за упоминание где-то какого-то бренда. В «Евгении Онегине» упоминается четыре бренда шампанского, в том числе Цимлянское. Теперь это называется продукт плейсмент. В моей последней книжке я упоминаю Пушкина в главе про ром. Любимый напиток Пушкина был жженка – это напиток, сделанный из рома. Жженку Пушкин любил, няня Арина хорошо варила жженку. Еще есть такой момент в «Евгении Онегине»: чем занимался старый барин у себя в имении? – мух давил! Мы думаем, что он гонял мух мухобойкой. Но это не так. Муха – совершенно забытая емкость, в нее вмещается всего пять миллилитров. И барин давил эти маленькие емкости, то есть пил».

После представления сигары, напитков, лекции Александра Иваницкого, дуэта скрипачей начали выступать и сами гости. Первым микрофон взял Владимир Пресняков-старший, которому в этом году исполняется 70 лет. Российский сигарный союз готовит в 2016 году именную сигару «Владимир Преняков-ст.», тридцатая именная сигара России, которые вот уже семь лет выпускаются в рамках национального сигарного проекта «Великие имена – великие сигары».

Владимир Пресняков-старший: «Хоть я и бросил курить, но признателен за то, что появится такая сигара, названная в мою честь. И я торжественно заявляю, что обязательно выкурю, как минимум, одну сигару. Займусь самосожжением (смеется). Вас всех хочу поздравить с сегодняшним днем. «Онегин» — замечательные сигары и названы замечательно. И лекция, которую мы сейчас прослушали, — настолько была интересна! Вы все замечательные люди, и я буду рад каждый раз, как вы собираетесь, стремиться быть среди вас».

Владимир Вишневский, поэт: «Я приветствую мой самый любимый союз — сигарный. Я повторяю, что мы все – люди с разными членствами, и открытий много видели с разными учредителями, но самый приятный, реальный и бесспорный клуб в Москве – Московский сигарный клуб. Всем женщинам, которые присутствуют здесь, я посвящаю пушкинскую строку, за которую я заплатил биографией и судьбой: «На этот раз тебя зовут Татьяна…»

Очень приятно и важно, что Пушкин для нас остается нашим всем, хотя нас пытаются убедить, что наше все – далеко не Пушкин. Но все-таки Пушкин. Особенно после, как всегда обогащающего нас, очень серьезного эссе профессора Иваницкого, моего оппонента и друга, человека, который меня просвещает от раза к разу, не зависимо от природных условий, от Валдая до Балчуга (Вишневский и Иваницкий были гостями Валдайского табачного форума холодным летом 2015-го).

Вспоминается Маяковский, я хорошо помню то время, хотя не был лично знаком, как он обожал строфу:

«Я знаю: жребий мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я»

… А вечером – с сигарным клубом.

Лично мой Пушкин – в книге «Быть знаменитым некрасиво». С детства были пробы пушкинские, ну понятно, в эру мобильной связи я не мог не написать: «Я вам звонил так искренне, так нежно, как дай вам бог звонимой быть другим» (позднейший вариант – с вопрос «Няня, где же кружка?»). А вообще уже родилось поколение литературоведов, от которых мы скоро услышим: «Короче: у Пушкина много таких фишек и как бы приколов…». Они, кстати, склонны считать, что «Чайку» написал Акунин – это нормально…

А давайте представим, как сейчас бы Пушкин мог написать в сегодняшней Москве:

«На утро глядь – Он всех живых живей

несносный самострой наш – мавзолей».

А какая лирика пишется в Москве даже у поэтов среднего дарования, у «менеджеров по работе со словом»?

«Взрастила новонабожность столица:

Припарковаться – и перекреститься»

И еще из пушкинских проб. Лет 12 назад, когда на тему российского футбола было еще не пошло так шутить, можно было сказать:

«Подельник мой, инвестор чести,

Когда в неволе занемог

Чукотку устаканил с Челси.

Я б лучше выдумать не мог».

Или, еще:

«…А что, БратПушкин, на запрос

Он так сказал бы, дивно чуток:

«О сколько нам открытий чудных

Готовит будущий склероз!..».

(Осознавать Диагноз свой с утра:

Я не злопамятен. Не помню и добра.)

Я хочу, чтобы мы сегодня все-таки отметили вклад – в т.ч. в культуру, можно сказать без натяжки, — Артура Шиляева – той сигарой, которую мы сегодня курим (это уникальный человек).

И оправдывая худшие опасения присутствующих, в связи с моим появлением на сцене, я все-таки прочитаю новые стихи. Ну я не мог не написать этого:

Сигара, русская душою,

Она и мешкой комильфо…

Наш фарт, везенье не чужое –

Дымить онегинской строфой!

О да, все дело в человеке –

И он – мужчина, он Онегин.

Люблю все проекты Шиляева,

Любуюсь, как носит земля его.

А что и я есть друг Артура,

Так и его губа не дура».

Виктор Ерофеев, писатель: «Совершенно не случайно эта новая сигара названа в честь Евгения Онегина, потому что так или иначе мы снова переживаем время, когда герой в самом лучшем своем состоянии испытывает тоску по свободе не частной, а общей. И когда эта свобода не получается, тогда он уходит в свою частную свободу. И, в общем, открывает такой бабский век, когда покорить Татьяну с Ольгой важнее, чем устроить революцию, потому что она невозможна, хотя, может быть, и нужна.

Мне кажется, мы призываем Евгения Онегина сегодня для того, чтобы он нам лучше объяснил, кто мы сегодня такие, что нас ждет и какие угрозы, какие риски перед нами стоят. Когда мы закуриваем эту сигару, может быть, какая-то мудрость, не только самого Онегина, но вместе с тем и Пушкина и, наверное, нашей литературы, которая действительно мудра. Может быть, эта мудрость даст возможность пережить и понять, что-то простить, что-то объяснить и что-то полюбить. Мне тоже, как и Владимиру Вишневскому, очень нравится Московский сигарный клуб, потому что он состоит из людей, готовых адекватно воспринимать то время, те переживания, которые нам выпали. Но раз мы адекватно их можем пережить, значит, мы живем и будем жить».

Помимо онегинского алкоголя на этом вечере гости угощались и Полугаром, представленный Русланом Брагиным и Борисом Родионовым.

Борис Родионов, исследователь, автор трех книг по истории русской водки, создатель Полугара, владелец компании «Родионов с сыновьями»: «Здесь люди удивительные, искрометные. Я рад быть среди вас. Когда я угощаю людей Полугаром, я говорю: «А вот представь себе, что именно этот напиток пил Пушкин, потому что водки не было в те времена, а знать пила именно вот эти напитки, именно этот Полугар». Я подозреваю, что Онегин тоже пил его, если не шампанское, если он нисходил до чего-нибудь родного русского. Так что мы приобщаемся…».

В 2016 году, как объявил Андрей Лоскутов, в серии «Библиотека Российского сигарного союза» будет выпущена новая книга в соавторстве с Борисом Родионовым. Это сборник, состоящий из законов Российской Империи о табаке. В него вошли все законы о табаке, которые принимались в Российской Империи с 1627 года.

Сергей Калашников, сенатор: «Я всегда с большим скепсисом относился к фразе «Пушкин – наше все», как-то я не очень понимал, что это «все» и «что туда умещается». Так получилось, что я достаточно в большом возрасте впервые попал на оперу «Евгений Онегин» в Большом театре. И там я понял… Я – человек, воспитанный в такой вот послевоенной, дворовой культуре, вдруг увидел, что, опера очень близка к тексту Пушкина, но главное не это, опера вся состоит из крылатых выражений. Можно приводить их до бесконечности, но практически каждая строка «Евгения Онегина» — крылатое выражение, вошедшее в наш обиход на самом нижнем уровне культуры. Это поразительно. После этого я убедился, что Пушкин – наше все, а «Евгений Онегин» – безусловно, национальный герой № 1.»

Вилли Токарев: «Я хочу высказать свое восхищение, что нахожусь в такой удивительной компании образованных людей, тем более курящих сигары. Спасибо большое Андрею Лоскутову и Артуру Шиляеву за то, что пригласили меня, чтобы я сейчас увидел всех вас и чему-то научился. Хочу сказать, что я курю сигары очень давно, 40 лет. Сигара не мешает, сигара помогает жить! И писать. Сегодня всем вам я хочу прочесть стихи, написанные к сегодняшнему вечеру:

К нам на деревенской телеге

Приехал Евгений Онегин.

Побудет у нас он временно,

Без Татьяны, она беременна.

И Пушкин сегодня у нас,

Сидит он, жует ананас.

Онегин сегодня гуляет и

Пушкина вдохновляет.

Мечтает он Путину руку

Пожать как вождю и как другу.

Свою именную сигару

Он с Пушкиным курит на пару.

Спасибо, Артур и Андрей,

С сигарой мы станем бодрей.

С днем рождения, Евгений Абрамович!»

Вилли Токарев порадовал гостей онегинского вечера не только своими стихами, но и песнями. Специально для этой встречи, для главной темы этой встречи В. Токарев исполнил «Прогулять», «Русский» и другие.

Продолжение отчета — Часть II — в понедельник, 22 февраля.

   Оксана Сергеева-Маленькая

См. также текст статьи часть II

Фоторепортаж Валерия Шейкина часть I и часть II

Видеоролик Сергея Борисова

Оцените статью