Д-р Герцог о сигарах в Германии


03.12.2009


     С одним из самых известных сигарных негоциантов Европы – д-ром Герцогом (Dr. Herzog) – мы, делегация Московского сигарного клуба, встретилась на Людвигскирхе платц, 2. Здесь расположен один из трех сигарных магазинов г-на Герцога. Разговор за сигарой и ромом вылился в коллективное интервью.

     - У Вас три сигарных магазина. Каждый из них имеет какую-то свою специализацию?
     - Два магазина – Casa del Habano. В них продается только кубинская сигара. В этом магазине, где вы доставили мне удовольствие встретиться с вами, продается и куба, и не куба – здесь более трехсот топ-марок негаванских сигар.

     - Странно, у Вас все коробки закрыты. Почему?
     - Да, я отступил от традиции держать коробки открытыми. Вы можете попросить, и вам они будут открыты. Но постоянно открытые коробки – это все-таки риск: свет влияет на качество сигар.

     - Вы, наверняка, не только продаете, но и курите сигары?
     - Я курю с 14-ти лет. Любовь к сигарам унаследовал от отца. Но основная моя профессия – психология. Сигара очень хорошо вписалась в мою профессию. Могу, как психолог, смело утверждать, что те, кто курит сигары, менее агрессивны.

     - То есть сигара для Вас – двойное удовольствие: и профессия, и наслаждение от самой сигары?
     - Именно так. Я с удовольствие работаю с теми, кто любит сигары. И получаю настоящее наслаждение, куря сигары. Согласитесь, из всех наслаждений сигара – наслаждение самое доступное.

     - Сколько сигар в день Вы выкуриваете. И какая сигара для Вас оказывается обычно самой вкусной?
     - В день бывает три-четыре и более сигар, до шести. А самая вкусная – утренняя, первая.

     - Запреты на табак сильно ударили по Вашему бизнесу?
     - По моему бизнесу – нет. Наоборот, мой бизнес вырос. Антитабачная компания ударила по маленьким продавцам, особенно по тем, кто только продавал, но не предоставлял любителям сигар возможности выкурить купленную сигару. В каждом моем магазине – своего рода сигарный клуб, где можно покурить.

     - Покурить то, что купил в вашем магазине?
     - Не обязательно. Я рад всем любителям сигар. Я не просто продаю сигары, я должен создать атмосферу, в которой любителю сигар комфортно… Запреты на курение сигар сплотили квалифицированных любителей сигар. А запреты на табак людям до 18 лет повысили их интерес к сигаре. Я имею в виду то, что в молодом поколении эти запреты создают тягу к запретному плоду. И став совершеннолетним, молодой человек точно переступит порог табачного магазина. Вы знаете, в Германии уже существовали табачные запреты. Например, запрет 1848 года был куда более строгим, чем сегодняшний: запрещалось курить даже на улицах. Одним из лозунгов последовавшей революции были слова: «Мы хотим курить!».

     - Каков Ваш личный прогноз развития антитабачной компании на ближайшую перспективу?
     - Думаю, что нас ожидает ужесточение табачных запретов. Не исключено, что потом возникнут идеи каких-то иных ограничений в области питания (сладости, вина). Потом могут начаться конфликты между странами Евросоюза, где отношения к табаку не ровные.

     - Есть ли в Германии табачное лобби?
     - Сигаретное – да, сигарного – нет. Любители сигар проспали ситуацию.

     - Обычно говорят, что сигары не вызывают никотиновой зависимости. Так ли это?
     - Зависимые люди это те, кто не может преодолеть свою зависимость. Сигара в этом смысле никакой зависимости у курильщика не создает. Я курю, как уже сказал, до шести сигар в день. Но я независим.

     - Вы успешный сигарный негоциант. Сформулируйте главные принципы работы продавца сигар.
     - Моя философия продажи сигар основана на трех принципах. Первый – дистанция. Продавец не должен быть умнее покупателя. И если покупатель просит «хорошую сигару», не надо давать ему сразу самую дорогую, а вместе с ним поразмышлять: что он курил раньше, что ему нравилось, его прежние предпочтения. Выбор должен быть осознанный.
     Второе – профессионализм. Продавец должен знать предмет.
     Третье – покупателю нужно дать не только возможность выбрать из большого и качественного ассортимента сигару, но и предоставить возможность ее комфортно выкурить.

     - Есть ли среди ваших покупателей молодежь?
     - Среди молодых покупателей сигар я выделяю несколько групп. Тех, кто идет купить то, что сегодня не приветствуется обществом. Это – протестная группа. Есть желающие попробовать сигару среди тех, кого я называю физиками - они уже курят сигареты и они хотят чего-нибудь потяжелее (сигарета действует от горла и ниже, т.е. дает только физические реакции, поэтому они для меня – физики). Следующая группа – любопытные. Они хотят попробовать. Раньше они нечего не курили. Самая главная группа – знатоки, они приходят именно за сигарой, зная, что сигара – это атмосфера, общение.

     - Сигара в Вашем понимании – это, кроме удовольствия, о котором Вы сказали, еще и какой-то инструмент общения?
     - Сигара – это серьезный коммуникатор. Вы мне скажете, что вино – тоже коммуникатор. Но вина можно очень легко перебрать, и тогда вся коммуникация теряется.

     - Каковы сигарные предпочтения немцев?
     - Немцы очень требовательны к качеству товара. Ассортимент наш вы видели...

     - …Он действительно лучший в Европе.
     - Он самый качественный. Например, в Англии ассортимент таков же. Но те же английские сигары у нас в Германии не продать – они слишком сухи для немца. Сухая сигара более агрессивна. Ко мне иногда приходят, чтобы вернуть сигару – мол, она пересушена. У меня есть специальный прибор для проверки влажности внутри сигары (демонстрирует устройство с двумя параллельными щупами-усами, которые вводятся в тело сигары со стороны ножки. На дисплее – цифры влажности). Часто восприятие человека субъективно. Здесь – объективная картина. Иногда я могу пошутить с покупателем – если вам идеальная сигара кажется сухой, то, может быть, вам просто попить воды?

     - Каковы предпочтения немцев по странам-производителям?
     - 40 процентов – Куба, 40 процентов – Доминикана. Остальное – на весь остальной сигарный мир.

     - А предпочтения, например, только по кубинским маркам?      - Это мы сейчас скажем совершенно точно (звонит по телефону на фирму-поставщик гаван в Германию – «5 Авеню»). И диктует: «На первом месте по продажам - Romeo y Julieta Mills Fleurs. На втором - Jose L. Piedra Cazadores, на третьем – Romeo y Julieta # 2, на четвертом - Montecristo # 4.

     - Честно сказать – небольшой культурный шок! Один из нас, осмотрев ваш магазин, сказал – вот так выглядит сигарный рай. И это данные по тому, что курят в сигарном раю!? Ни одной значительной сигары, кроме, разве, Montecristo-четверки…
     - Это данные по продажам по всей Германии, а не по моим магазинам. Обычные люди курят обычные сигары.

     - Как Вы оцениваете качество кубинских сигар – она стало лучше, хуже?
     - Проблемы с качеством были до 2002 года. В 2002 году на Кубе создан аппарат специалистов, проверяющих тягу. С тягой стало лучше. Сохраняются трудности, вызванные тем, кто одну и ту же марку сигар делает сразу несколько фабрик, где не одинаково хорошо организован контроль качества. Кроме того, существует план выпуска сигар, что тоже не способствует высокому качеству. Недавно, например, в Германию прилетало руководство мануфактуры El Laguito. Ему были предъявлены некачественные Cohiba Siglo I. Но штампы на коробках говорят, что ни одна из некачественных сигар не сделана на мануфактуре El Laguito. Однако расхлебывать-то приходится им – тем, с чьим именем связан выпуск Cohiba.

     - Существует ли, на Ваш взгляд, дифференциация по качеству кубинских сигар, поставляемых в разные страны – например, в Германию, Испанию, Болгарию? Этот вопрос многократно обсуждался в сигарном сообществе России. И есть самые разные мнения.
     - Существует.

     - И каков он?
     - В Германию – класс «А». В Испанию – «В». В Болгарию – просто даже не знаю.

     - А кто еще в Европе получает сигары немецкого качества?
     - Никто.

     Ульяна Селезнева


К списку новостей