Антитабачники борются с людьми, а не с курением

Гостиная

Сигарный портал встретился с руководством Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» - генеральным директором Вадимом Желниным и директором по вопросам нормативного регулирования Сергеем Филипповым. Предмет разговора – антитабачный законопроект Министерства здравоохранения и социального развития. 

Сигарный портал встретился с руководством Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» — генеральным директором Вадимом Желниным и директором по вопросам нормативного регулирования Сергеем Филипповым. Предмет разговора – антитабачный законопроект Министерства здравоохранения и социального развития. 

Как вы оцениваете антитабачные меры, которые применяются сегодня правительствами во всем мире?

Вадим Желнин: К сожалению, во многих странах мира эти меры поставили индустрию в очень тяжелое положение. В России пока сохраняется разумное регулирование. Именно благодаря взвешенной политике налогообложения в нашей стране сложилась нетипичная, я бы даже сказал, уникальная ситуация – нелегальный рынок табачной продукции составляет менее  одного процента, то есть в рамках статистической погрешности. Это лучшая иллюстрация того, что налоговое регулирование осуществляется сбалансировано и взвешенно и те цели, которые стоят перед Правительством, – повышение акцизов — реализуются разумно, просчитано. Эту мысль подтверждает и тот факт, что в последние пять лет практически не происходит банкротств табачных фабрик. Они выжили в конкурентной борьбе, пережили не по одному экономическому кризису и доказали свою состоятельность. Если бы фискальная политика государства по отношению к табачникам, рост акцизов был бы неразумным, то отечественные производители попросту бы свернули производство.

А если начнут повышать акцизы в ускоренном режиме, что произойдет?

В.Ж.: Мировой опыт свидетельствует – как только цены на табачную продукцию станут непомерно высокими, то тут же появится контрафактная продукция. Причем уточню, я имею в виду рост цен, не связанный с объективными процессами, например, такими как рост стоимости табака в мире. Если же рост цен на сигареты, сигары, табак у легальных производителей будет связан сугубо с ростом акцизов, всегда найдутся те, кто эти акцизы просто не будут платить и соответственно смогут продавать товар дешевле рыночной цены. И население будет покупать нелегальную продукцию, поскольку на легальную просто не будет хватать денег. Рост контрафакта мы сейчас наблюдаем в странах Прибалтики и Восточной Европы. Эти страны, как члены Евросоюза, вынуждены были вести акцизную политику государств – членов ЕС. Однако доходы населения в Прибалтике и Восточной Европе значительно ниже, чем в Западной Европе. Поляки и прибалты не могут себе позволить тратить на сигареты 20% семейного бюджета и в результате покупают нелегальную продукцию. В Польше 40% рынка – контрафактная продукция, на Украине – 15% и, надо думать, это не предел. Кстати, по статистическим данным, предельно допустимая сумма, которую может позволить себе человек потратить на табачную продукцию и не покупать при этом нелегальную – 7-10% от своих месячных доходов. В России и без непомерного роста акцизов мы вплотную подошли к этой критической цифре.

Сергей Филиппов: Еще в прошлом веке американский экономист Артур Лаффер  составил график – кривая, измеряющая зависимость доходов государства от величины налоговых ставок. Он выглядит примерно так – ось абсцисс, ординат  и парабола. По оси абсцисс – рост налогов, по оси ординат – рост собираемости этих налогов. В результате получилось, что до определенного уровня при росте налогов их собираемость растет, но  потом, достигнув пика, начинает падать. В справедливости графика можно было убедиться совсем недавно, когда вырос единый социальный налог до 34%. В результате возобновилась выплата зарплат в конвертах.

А насколько в России может вырасти рынок нелегальной табачной продукции при неразумном росте акцизов? При условии, если законопроект Минздравсоцразвития будет принят без корректировок?

В.Ж: Минздрав, к счастью, налоговых законов не пишет. Политика Министерства финансов – ежегодно акцизы должны расти процентов на 40%. Но это грубая цифра. В любом случае есть ощущение, что мы, табачники, на пределе – вот-вот и черный рынок начнет развиваться. Легальные производители и так уже до предела оптимизировали свои издержки и максимально снизили себестоимость, чтобы при этом не страдало качество. Но предложения антитабачных активистов – рост акцизов в разы. Их желание, чтобы пачка сигарет стоила не менее 100 рублей.  Сложно сказать, сколько при таких ценах будет составлять на рынке нелегальная продукция. Но очевидно, что в нашей стране, где покупательная способность граждан остается достаточно низкой, подавляющее большинство не сможет приобретать сигареты по цене 100 рублей за пачку. Тем более что еще в 2010 году они в среднем платили за нее 25 рублей. И что будут делать эти люди? Перестанут курить? Вряд ли.

С.Ф.: Тут же появятся бабушки у метро, которым тоже жить как-то надо, они согласны продавать что угодно или почти что угодно.

Раз уж мы заговорили о рознице, как вы считаете, насколько реален тот факт, что в конечном антитабачном законе, который пока существует только как законопроект, действительно останется норма — табачную продукцию можно купить только в помещении, площадь которого не менее 50 кв. метров? К чему это приведет?

В.Ж: Одна из причин возникновения в законопроекте ограничения в 50 кв. метров связана с тем, что законодатель предполагает, что в киосках и мелких торговых точках трудно контролировать продажу сигарет несовершеннолетним. Действительно, в киосках не так-то  легко поймать конкретного продавца на факте продажи несовершеннолетнему. Но ведь можно было бы снабдить мелкую розницу видеокамерами. Почему они фигурируют в качестве доказательств во время ДТП, в уголовных делах, а не могут быть использованы при административном правонарушении – продаже сигарет подростку?

Крупные ритейлеры при ограничении в 50 метров, конечно, выиграют. Многие магазины и розничные точки (до 50-70%) не смогут исполнить этот норматив и закроются. Однако не учитывается, какие сложности будет испытывать человек, если за каждой пачкой ему нужно будет ходить в супермаркет. К тому же киоски продавали помимо пива и сигарет еще и печение, шоколад, воду. Теперь за этими продуктами тоже придется ходить сугубо в супермаркет. Не у всех он рядом с домом. Страдает потребитель, причем не только курящий.

А когда будет рассматриваться законопроект в Думе? Кто его лоббирует?

В.Ж: Сегодня у многих табачных антагонистов развилась чрезмерная активность. Но все они разные. К примеру, вполне корректный, но в тоже время принципиальный наш давний оппонент — Николай Федорович Герасименко. Он способен услышать контр-аргументацию. Чего нельзя сказать о современных антитабачниках. Диалог с ними бесполезен, они перешли на прямое шельмование. Ладно бы они говорили просто, что табачники торговцы смертью. Но любой, кто пытается хотя бы услышать позицию табачной индустрии в Госдуме или в правительственных ведомствах, объявляется ими продажным наймитом. Геннадий Онищенко, главный санитарный врач России, как человек государственный, иногда себе позволяет не слишком корректные вещи. Но это все цветочки по сравнению с тем, как ведут себя антитабачное лобби: Дмитрий Янин, Дарья Халтурина, Максим Мищенко и другие. Кто они и откуда взялись мне трудно сказать. К примеру, Халтурина фигурирует как эксперт  различных организаций, в том числе и ВОЗ.  Правда, ВОЗ написала официальную бумагу, что Халтурина не является их представителем. Полагаю, она одна из получателей грантов Блумберга, на средства которого идет антитабачная кампания по всему миру.

А кто помимо Блумберга стоит за антитабачным лобби? Зачем Блумбергу это нужно?

В.Ж: Лично из нас никто с Блумбергом не знаком. Сказать трудно, что им движет. Есть и другие фигуранты. Наблюдается влияние фармацевтических концернов. Иногда напрямую торчат их уши – спонсирование антитабачных форумов. Еще вопрос от кого стоит больше ограждать Минздрав – от табачников или от фармкомпаний. Не наше дело обсуждать Минздрав, тем не менее скажу, там много людей, которые заняты табачной тематикой. Однако качество документов, которые дает ведомство с точки зрения юридической проработки, крайне низкое. Неужели у нас все так хорошо в здравоохранении, что нужно столько сил и времени тратить на борьбу с табачниками. Не лучше ли заняться эффективной пропагандой борьбы с курением. Но свои неудачи в этой борьбе чиновники приписывают козням и проискам индустрии.

Легко сказать – во всем виноваты табачники. Давайте в законодательство включим что-нибудь такое, от чего им будет еще хуже. Смешно, но это почти дословная цитата. Стенографировано во время экспертного совета при комитете по экономической политике Госдумы. Было сказано, «не знаю, поможет ли эта мера в борьбе с реальным курением, но табачникам повредит и это хорошо». Независимые члены экспертного совета, конечно, оратора тут же одернули. Но факт остается фактом – это было сказано.

А к чему приведет запрет на выкладку табачной продукции?

В.Ж: Такой меры почти нигде в мире нет. В самых радикальных с точки зрения регулирования отрасли странах (Австралии, Канаде) обсуждается запрет на индивидуализацию пачки. В нашей стране существуют тысяча, ну пусть даже 500 наименований сигарет. Какой покупатель придет и будет читать этот список? А если компания захочет вывести на рынок новый бренд? Это сделать будет практически невозможно. Данную идею не поддерживают даже люди, которые не являются табачными лоббистами. Например,  Александр Голов – сопредседатель российского союза потребителей — очень критически высказался о запрете на выкладку табачных изделий. Потребителя ставят в невероятно тяжелые условия, к тому же затрудняется конкурентная борьба. Еще одна проблема – унификация упаковки. Но естественное желание каждого производителя индивидуализировать свой продукт. Рамочную конвенцию ВОЗ антитабачники искажают, говорят, что требуется полный запрет на рекламу табака. Хотя в конвенции черным по белому написано, ограничение рекламы вплоть до полного запрета возможно, если это не противоречит конституционным принципам конкретной страны — подписанта конвенции. А в России, как известно, в 2001 году Президент четко сказал в своем письме, что полный запрет и отсутствие доступа к информации о легальном продукте является нарушением Конституции РФ.  Полного запрета на рекламу табачной продукции Правительство РФ никогда не требовало. Тогда почему сейчас нужно вводить табу на любую рекламу и даже на выкладку товара в магазине?

Какова емкость табачного рынка России?

В.Ж: О емкости табачного рынка можно вести речь начиная с 2001 года, когда нелегальная продукция практически исчезла. За 10 лет цифра осталась неизменной — 390 млрд. штук сигарет или около 20 млрд. пачек выкуривают россияне за год. 200 млрд. рублей в 2010 году — налоговые поступления от отрасли: 100 млрд. рублей – акцизы, 100 млрд. рублей  – прочие налоги, в основном НДС. Весьма не лишние для бюджета страны средства. Антитабачники говорят об эпидемии табакокурения, но это не соответствует действительности, так как 10 лет рынок не меняется. Сколько выкуривали раньше, столько выкуривают и сейчас. В ответ наши оппоненты возражают, дескать,  в 90-х годах производилось меньше сигарет. Но они не учитывают объемы импорта, а также тот факт, что сегодня Россия является  экспортером сигарет, чего 15-20 лет назад просто не было. Любой курильщик со стажем вспомнит, что в 80-е и 90-е годы были индийские и болгарские сигареты, которых на нашем рынке сейчас практически нет. А весь северо-запад России снабжался Рижской табачной фабрикой. К сожалению, антитабачное лобби  все время использует некорректные аргументы, говоря о рынке и индустрии. Все больше оснований думать, что это не простая некомпетентность, недобросовестность, а сознательное искажение фактов.

С.Ф.: Антитабачные активисты, к сожалению, не несут никакой ответственности за свои действия. Выступая на всевозможных экспертных советах, в органах госвласти, а иногда даже представляя органы госвласти, они приводят сомнительными цифры и передергивают факты.

В.Ж: Чего стоит утверждение, что полмиллиона в год умирает в России от курения. В нашей стране в год происходит около 2 млн. смертей – естественная убыль населения. Получается, четверть умирает от употребления табака, еще четверть — от алкоголя. Можно  подумать, что в России вообще люди бы не умирали, если бы не пили и не курили. Любому разумному человеку понятно, что цифры надуманы. Хотя индустрия напрямую их не оспаривает. Даже если и согласиться с цифрой 500 тысяч смертей от табакокурения, было бы разумно подкорректировать формулировку, добавить в нее слово «преждевременно» умирают, поскольку человек, к сожалению, смертен. Но в нашей стране многим важным вопросам уделяется внимания меньше, чем сомнительной борьбе с табаком. Причем беда не в том, что борются с курением, а в том, что борются с индустрией.

А как реально, на ваш взгляд, можно снизить курение?

В.Ж: Возьмем США, 30 лет назад это была одна из самых курящих стран. Каким же волшебным образом удалось снизить табакозависимость нации в разы? Просто поднимали уровень жизни. Сравним 20 наиболее и 20 наименее курящих стран. По статистике уровень жизни в 20 наименее курящих странах  составляет 52%  от уровня жизни американцев, тогда как в 20 наиболее курящих странах этот показатель только 26%. Но американский опыт по улучшению уровня жизни в России перенимается мало, ведь для этого нужно думать, что-то менять в экономике. Недавно слушал Владимира Филиппова – президента российской академии рекламы – это один из самых авторитетных рекламистов. Он говорил, что кампанию нужно строить на позитиве, а не на негативе. И не важно о какой кампании идет речь – политической, рекламной или общественной кампании по борьбе с табакокурением. Кстати, мало кто сегодня помнит, но сама идея размещать на пачках устрашающие картинки была разработана для африканских стран, где население в большинстве своем неграмотное и не может прочитать предупреждение. Нет никаких данных, что картинки снижают потребление табака.

Как будут выглядеть табачные законы, табачная индустрия через 10-20 лет?

В.Ж: Два сценария возможны. Первый сценарий — когда победит здравый смысл и не будут созданы невыносимые условия для отрасли. Тогда в России индустрия будет работать и выполнять заказ общества.  Если уровень жизни будет расти, то уровень потребления сигарет снижаться. Но если будут невыносимые условия для отрасли, то ее судьба плачевна. При этом курить люди все равно будут, только, скорее всего, нечто, что сделано в Китае. Производительность Китая – более двух триллионов сигарет. Для них сделать лишние 200 млрд. сигарет вообще не проблема, а это половина от российского рынка.

Андрей Марков,  главный редактор журнала «Тобакко-Ревю»,

Алена Булавка

p.s. Полный текст интервью читайте в ближайшем выпуске журнала «Тобакко-Ревю», который выходит в октябре.

 

  Другие публикации на тему антитабачного законопроекта:
  Максим Королев: «Законопроект Минздравсоцразвития ударит по имиджу России».
  Александр Шевелев: «Новый законопроект — еще один способ унижения россиянина и выдавливание малого бизнеса».
  Андрей Марков: «Если до принятия законопроекта дело и дойдет, в крайнем случае — через годик-другой его перепишут».
 «Не хочу шить варежки»

Может, внести в Госдуму законопроект о запрете автомобилей?
            Дискуссия на радиостанции «Голос России»
            Михаил Леонтьев. «Однако», 1 канал, 4 октября 2011 г.

 

 

 

 

Оцените статью