Правила дорожного движения от чемпиона. Часть вторая

Гостиная
В гостиной Сигарного портала – Антон Захаров, российский автогонщик, чемпион России и чемпион Москвы по автомобильному ралли, чемпион Москвы по кольцевым автогонкам, неоднократный призер чемпионатов РФ по кольцевым автогонкам и ралли. Начало – здесь.

В гостиной Сигарного портала – Антон Захаров, российский автогонщик, чемпион России и чемпион Москвы по автомобильному ралли, чемпион Москвы по кольцевым автогонкам, неоднократный призер чемпионатов РФ по кольцевым автогонкам и ралли.

  Начало – здесь.



  Олег Шубин: Почему сейчас в таком упадке автоспорт в России? Ощущение, что автоспорт рухнул…

  Антон Захаров: Здесь все банально просто – в СССР была такая мощная организация – ДОСААФ. Любой хороший водитель был потенциальным водителем военной техники – БТР, танка и т.д., поэтому на такое обучение не жалели денег. Была стройная система ступенчатой подготовки, начиная с юных водителей, потом любительские ралли, потом чемпионаты районов, города и пр.

  Олег Шубин: Да, это все понятно, что раньше подготовка спортсменов была другой. Но почему исчезли такие классы, как «Lada Revolution», «Формула 3»? С чем это связано?

  Антон Захаров: «Lada Revolution» умерла давно, там не было финансирования. В какой-то момент «Lada Revolution» зарекомендовала себя дорогим в обслуживании автомобилем, не очень быстрым. Плюс потеря интереса завода к этому классу. В целом, с автомобильным спортом сложно, потому что те механизмы, которые должны работать (а автомобильный спорт – все-таки инструмент имиджевой рекламы), – они не работают. Автомобильный спорт дорог, размещение рекламы на автомобилях дорого. Нам говорят: да за эти деньги можно все троллейбусы в Москве обклеить нашей рекламой.

  Сергей Анисимов: Я жил в Бельгии, могу сказать, что там дороги настолько спокойные, что те, кто много ездил по Европе, – бельгийскую дорогу отличат сразу. Все дороги бесплатные, они освещены, настолько спокойны, что можно заснуть. Это дорога-отдых. За 20 лет меня ни разу никто не остановил, нет дорожной полиции, она приезжает только тогда, когда произошла авария. Чтобы вылезло какое-то чудовище из кустов, стало мотать нервы, отнимать время – такого нет. Ты понимаешь: превысил скорость – значит, получишь штраф. Мой вопрос касается наших дорог — дорог смерти, потому что такие дороги, где одна полоса сюда, другая – туда, – это дороги смерти, на которых народу приходится ездить между бесконечными фурами, которые постоянно выскакивают и друг друга обгоняют. Ваше мнение, как себя вести с обгоняющими гружеными капустой грузовиками?

  Антон Захаров: У нас в какой-то момент начали жестко наказывать за пересечение сплошной и встречку. Аварий стало меньше, но люди разучились обгонять. И это одна из причин, по которой мы видим достаточно много ДТП. Культура обгона на однорядной дороге у нас, к сожалению, отсутствует. Технику обгона люди не знают. Они не знают, что для того, чтобы обогнать, не надо ждать, когда встречная машина пройдет мимо и удалится. Они думают: надо пропустить, потом выехать на встречную полосу и нажать на газ. Технология немного другая: разогнаться и набрать определенную скорость и затем максимально быстро совершить обгон. Но если на 100% не уверен, – соваться не стоит, лучше подождать. Для того, чтобы страховаться от ситуаций, о которых вы говорите, надо быть готовым — внутренняя готовность дает преимущество, дает возможность адекватнее реагировать на внештатную ситуацию. Приближаясь к такой колоне, посмотрите пути отхода: ширину обочины, почву обочины, чтобы вы понимали, что можете уйти от лобового столкновения, например, выскочив на обочину.

  Андрей Лоскутов: На Старой Риге по одной полосе в каждую сторону, но достаточно широкая техобочина. Некоторые водители принимают вправо, на техполосу. Это правильно?

  Антон Захаров: Широкая обочина и автомобиль, освобождающий место для обгона, – это польская система. Человек, которого догоняют, включал поворотник, уходил вправо и пропускал автомобили. Всегда надо помнить, что вокруг вас должна быть положительная аура, не надо создавать напряженность, принципиально кого-то не пускать, всегда лучше, если есть такая возможность, – подвинуться вправо и пропустить.

  Обязательно надо быть гибким, понимать, что основное – это беспрепятственное движение всех. Люди двигаются в разных режимах. И вы должны это чужое настроение учитывать: надо быть здесь и сейчас, смотреть, что происходит.

  Дмитрий Косырев: У меня половой вопрос. Мои личные наблюдения. Мне кажется, женщина автомобиль водит лучше какого-то средневзятого мужчины, потому что она не хамит, если чего-то боится, – едет тихо, короче говоря, женщина лучше. И за рулем тоже. Почему в вашей профессии нет ни одной женщины? И второе – я прав или не прав?

  Антон Захаров: В нашей профессии есть женщины. Автогонщица высокого уровня. То, что касается поведения на дороге, думаю, как и мужчины, женщины делятся на две категории. Первая – блондинки: дамы с очень большим чувством собственного достоинства, которые ведут себя на дороге кое-как, как будто им все должны. Вторая — совершенно адекватные дамы, которые ведут себя просто профессионально.

  Владислав Рябиков: В 85 году, я проходил курс от ауди, там был стенд, на котором машина была прикована вертикально. Сначала рассказывали, как подготовить машину к вождению, прежде чем сесть за руль, после чего, когда человек садился, имитировали переворот. Этот курс мне спас жизнь, когда я перевернулся на машине. Позже, в 2012 году, я проходил курс экстремального вождения и понял, как ездить не надо. Я всем советую пройти такой курс экстремального вождения.

  Антон Захаров: Есть разные курсы. Ознакомительные – они, наверное, призваны заставить человека задуматься, что происходит с автомобилем, что им сложно управлять и что вообще машина может. Есть курсы, направленные именно на обучение, здесь, я бы сказал, что есть хорошие курсы, есть не очень. С хороших человек выходит, не чувствуя себя богом, он выходит с реальным пониманием того, что происходит, он понимает, что является ключевой деталью автомобиля. От него много зависит. Это позволяет более адекватно вести себя на дороге. В первую очередь, выбирая правильный скоростной режим. Неправильный скоростной режим – основная причина аварий.

  Анатолий Рычков: Сейчас много машин, напичканных электроникой. Как к этому относиться? Доверять или не доверять?

  Антон Захаров: Самый лучший ответ – уклончивый. Скажу так. Однозначно нельзя доверять количеству звезд, когда машина только выходит на рынок: нам говорят, что у нее столько-то звезд безопасности. Это ерунда. Конечно, машины стали безопаснее, конечно, всякие системы делают свое дело, но абсолютной безопасности нет. Я сам много раз видел людей, которые погибали просто от того, что машина, хорошая и безопасная, ударилась не тем местом. Электронным помощникам надо доверять, но абсолютной гарантии безопасности они не дают, в некоторых ситуациях они могут навредить.

  Андрей Лоскутов: Каково ваше отношение к Тесле и вообще к автобудущему?

  Антон Захаров: Я считаю, что мы всё равно придем к автоматическому движению. Оно будет. Могу сказать, с технологической и технической точек зрения – автомобиль готов двигаться самостоятельно, единственное, что не удается сделать – четко отслеживать нахождение автомобиля на дороге, нет понимания, куда машина едет: поперек или вперед, или под каким-то углом? Эту проблемы можно решить специальными маркерами – нанесением спецразметки. Когда она появится, тут же появятся автоматические автомобили. Какими установками они будут оборудованы? Электричеством – Тесла хороший пример, развивается в правильном направлении. И еще вариант – переход на топливо-гибрид между тем топливом, к которому мы привыкли, и газом. Это связано с тем, что у нас два основных процесса – бензиновый и дизельный. Они сейчас постепенно сближаются. Это все, скорее всего, приведет к тому, что появится монотопливо. Оно позволяет машине быть более экологичной и развивать достаточные мощности.

  Виктор Несмиянов: А есть практический совет в случае выскакивания животного на дорогу? Например, лося. Как его лучше объезжать – с хвоста, с головы?

  Антон Захаров: Самое плохое, когда вы управляете автомобилем, разрабатывая для себя сценарии. Вы себя загоняете в некие рамки. И если ситуация идет не по вашему сценарию, вы попадаете в тупик. Что касается неожиданностей – всегда надо действовать по факту. Но есть животное, поведение которого известно, — это лось. Никогда лось не остановится. Если косуля, которая вдруг выскочила на автомобиль, может резко развернуться и уйти в лес, лось никогда не пойдет обратно, он будет ускоряться, чтобы проскочить, соревнуясь с вами. Поэтому, увидев лося, либо цельтесь ему в зад, то есть за него, либо старайтесь оттормаживаться.

  Анатолий Рычков: Почему так бывает – едешь, видишь яму, хочешь объехать, но все равно в нее въезжаешь?

  Антон Захаров: Особенности психологии человека. Есть золотое правило, в основном, оно касается мотоциклистов, они в большинстве случаев от этого страдают. Правило простое – никогда нельзя смотреть на то препятствие, которое хотите объехать, надо смотреть туда, куда хотите приехать. Просто так человек устроен. По поводу распределения внимания, кстати, – если вы двигаетесь быстро или в каком-то напряженном режиме, – есть правило: не фокусируйте взгляд в одном месте. Панорамный обзор –  максимально широко. И второе – мимические мышцы лица: старайтесь в любых дорожных ситуациях лицо не напрягать. Как только начинаете это делать, у вас появляется дополнительное напряжение, оно сковывает движение, вы теряете концентрацию, теряете угол обзора, соответственно, уже не можете эффективно реагировать на ситуации, которые могут возникать.

  Андрей Лоскутов: А есть ли какие-то признаки усталости, когда надо точно понять: стоп?

  Антон Захаров: У всех усталость наступает по-разному. Из признаков – чувство внутреннего дискомфорта. Надо остановиться и размяться. Разминаться надо определенным образом. Вялые разминки в виде покачиваний ничего не дают: прыжки, мощные движения с задействованием группы мышц! Признаками усталости может служить то, что вы будете напрягаться, чтобы следит за дорогой.

  Алексей Кучаев: Меня в ситуации сильной усталости однажды спало холодное жирное мясо, после того как я его поел, организм пришел в норму.

  Олег Шубин: Мелкая моторика помогает в дальних поездках, то есть надо что-то делать – руками перебирать, что-то грызть: орешки, семечки и так далее. А на самом деле, лучше остановиться и поспать.

  Виктор Несмиянов: Нет каких-то секретов, чтобы в чувство себя привести?

  Антон Захаров: Я могу сказать, что однозначно поможет заинтересованный спор, например. Если вы будете беседовать с кем-то и спорить, возможно, даже ругаться, – так можно проехать хоть 24 часа. У меня такой опыт был. 10 часов в пути прошли легко, когда мы спорили со спортивным директором о будущем команды. Есть, кстати, еще хороший вариант – вода, можно даже не пить ее, а просто полоскать рот. Это как сигареты и семечки – два известных «антисна».

  Андрей Лоскутов: А то, что сказал Дмитрий Косырев – секс в дороге – освежает или усыпляет?

  Антон Захаров: Смотря какой. Можно и устать… (смеется).

  Два лучших вопроса — про женщину (Косырев) и лося (Несмиянов) — были удостоены дополнительной сигары.       


Оцените статью