Сергей Нейман о 15-летии «Собрание раритетов» и о будущем алкогольного и сигарного рынков

Гостиная
Вопрос: "Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло / С того блаженно-рокового дня" - это Тютчев. Он, разумеется, пишет о любви. А мы - о сигарах. 15 лет назад Сергей Нейман создал «Собрание раритетов». С чего, Сергей, всё начиналось?

Вопрос: «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло / С того блаженно-рокового дня» — это Тютчев. Он, разумеется, пишет о любви. А мы — о сигарах. 15 лет назад  Сергей Нейман создал «Собрание раритетов». С чего, Сергей, всё начиналось?

  Сергей Нейман: “Собрание раритетов” –  результат работы команды. Это была важная часть концептуального проекта, изменившего существовавшие тогда стандарты и принципы розничной торговли. Был 2003 год, официальные импортёры делали свои первые шаги, наполняя рынок официальной  продукцией премиального уровня. Специализированных магазинов, продающих премиум-алкоголь, было мало.  Алкогольные и сигарные бутики, существовавшие на тот момент в Москве,  принадлежали импортерам либо были ими ангажированы. Доля контрафакта в ритейле занимала более 50%!!!  Ещё была свежа память о спирте «Royal», который совсем недавно для наших соотечественников был эталоном качественного алкоголя. А крупных сигарных магазинов тогда вовсе не было. В конце 90-х, уже несколько лет занимаясь импортом и дистрибуцией сигар, мы с коллегами начали открывать первые сигарные бутики. И у меня родилась идея объединить под одной крышей большой сигарный магазин с магазином премиального алкоголя, баром и дегустационным залом (лаунжем), соединив его с нашей клубной историей. Так родилось «Собрание раритетов» под патронатом «Престиж клуба», возглавляемого Анатолием Карповым.

  Важным и принципиальным отличием от других бутиков была его самостоятельность и независимость от интересов компаний импортёров. В “Собрании раритетов” мы  представили всю лучшую продукцию только от официальных импортёров. Это был первый клубный магазин и первый магазин, полностью ориентированный на удовлетворение запросов потребителя, причём уникальных запросов. Под эту концепцию мы нашли удобное помещение с уникальным расположением. Движение по Краснопролетарской  улице в обе стороны пересекает  Садовое кольцо, переходит в Каретный ряд, далее в Петровку, находится в 2,5 км от Кремля, рядом сад Эрмитаж, Маяковская, Новослободская.

  Вопрос: Название, правда, у вашей локации-улицы то еще — Краснопролетарская. Но, как говорится, не место красит человека…

  Сергей Нейман: … а человек место. Мы уже 15 лет здесь, на Краснопролетарской, 8. Сегодняшнее название улице дали после Октябрьской революции, после переименования типографии Кушнарёва в «Красный пролетарий». Но улица существует с VXII века и прежде именовалась Воротнической, затем Пименовской, по названию церкви, построенной в 1702 году в честь Святого Пимена. Эта действующая церковь сохранилась в Нововоротниковском переулке. Кстати, дом 8, в котором разместились наш клубный магазин и сигарный лаунж, является единственным жилым зданием дореволюционной постройки. Когда-то это был доходный дом.

  Вопрос: А помнишь, какие были первые сигарные бренды, появившиеся в «Собрании раритетов»?

  Сергей Нейман: Были все официально ввозимые на тот момент кубинские, был естественно,  Ashton, были никарагуанские Plasencia, Artist Line, Perdomo, Padron,  доминиканские CAO, Macanudo, Arturo Fuente, Diamond Crown, были бразильские Mata Fina, которые мы долго уговаривали отгрузить в Россию (их изначально делали только для рынков Германии и Швейцарии). В принципе, брендов, возможно, было даже больше, чем сейчас, потому что в последние годы некоторые компании постепенно покидают российский  рынок. Изменения произошли не только количественные, например, Davidoff  в те годы продавался только в фирменном бутике на Тверской (сейчас этого магазина нет), а теперь сигары Davidoff можно купить практически во всех сигарных магазинах. Dunhill в те годы был представлен старыми стоками, новый в России появился только в 2006 году. Как раз в тот период British American Tobacco пригласила владельцев специализированных магазинов в Лондон на презентацию того Dunhill, который появился после слияния British American Tobacco с Rothmans. Вообще, это слияние произошло в конце 90-х, но возвращение к производству сигар случилось позже – в 2005 году.

  Вопрос: Дело у «Собрания раритетов» сразу пошло?

  Сергей Нейман: Сразу ничего хорошего не случается. Если в сигарной истории меня знали, то алкогольная история требовала времени на раскрутку. Алкогольная тема началась у нас с виски, у нас была обширная коллекция закрытых дистиллерий. Виски продавался успешно, а до момента, когда стало успешно продаваться еще и вино, прошло три года. При том что у нас была очень хорошая винотека, она и сейчас остается на высоком уровне, так как мы адаптируемся под спрос, если тогда на полках у нас лежали Petrus, Chateau Margaux  и все Великие вина, то сейчас мы держим вина с ценником до 60 тыс. рублей за бутылку, потому что сегодня держать на полках вина за 200-300 тыс. за бутылку – бессмысленно. Это связано не только с падением покупательной способности даже весьма состоятельных граждан, но и с уходом значительной части рынка в тень.

  Вопрос: Почему так?

  Сергей Нейман: Потому что «теневики» не имеют издержек на сертификацию продукции, на таможенные пошлины, на дорогую логистику акцизных товаров, на содержание лицензированных складов. В итоге их цены на вина стоимостью выше 60 тыс. рублей могут быть значительно ниже, чем у официальных импортёров. А более дешёвые вина они не везут, поскольку экономически им выгоднее возить дорогие.

  Вопрос: И здесь надо знать только одно – где купить?

  Сергей Нейман: Ну да. Все это частным образом продается. Переход в темный рынок произошел несколько лет назад, когда пошлины и акцизы стали поднимать, когда усложнили систему сертификации, когда произошло удорожание лицензирования оптовой торговли… Это привело к тому, что теневой рынок стал активно развиваться и составил серьёзную конкуренцию официальному. К тому же официалы имеют более высокие издержки на содержание инфраструктуры.

  Мы адаптировались к ситуации и у нас представлены вина от 1000 рублей до 60 000 рублей за бутылку, но очень качественные. Мы делаем акцент именно на вкусовых  качествах своей коллекции, у нас есть роскошные вина за 5 тыс.  У нас даже есть вина за 1000 рублей, которое поспорят по качеству со многими винами, которые в других местах продают по  3000-5000 рублей.

  Вопрос: Вина каких стран у вас можно приобрести?

  Сергей Нейман: Всех основных. Европа: Италия, Франция, Испания, Германия… У нас, кстати, лучшие рислинги, причем по ценам таким же, как в Германии. Хорошая Италия и Франция есть по привлекательным ценам для каждой ценовой категории. Не все это знают, но те, кто знает, — покупают у нас. Если брать Новый свет – США, немножко Новой Зеландии, немножко Чили, Австралии, всего понемногу. Российских вин у нас нет.

  Вопрос: Как-то вы не в тренде!

  Сергей Нейман: Это принципиальная позиция. Объясню. Российское, как и многие вина с постсоветского пространства, не стоит тех денег, которые за него просят. Я говорю про качественное вино. Смотри – если качественное отечественное вино стоит 5000 рублей за бутылку, я могу предложить на выбор Италию и Францию, которые будут лучше, но по стоимости примерно в два-три раза дешевле. Принципиальная позиция — не обманывать потребителя, не вводить его в заблуждение, якобы это такое чудесное вино, которое стоит таких денег. Нет, оно этих денег не стоит. В нашей стране очень большие производственные издержки и налоги, которые производитель будет платить даже с убытков.

  Вопрос: Раз уж мы заговорили про производство и издержки – каким ты видишь развитие сигарного и алкогольного рынков в стране? Как они развивались, развиваются и будут ли развиваться дальше?

  Сергей Нейман: Начну с негатива – это алкогольный рынок. У него развития в обозримом будущем не будет. Будет его деградация. Вполне очевидно, что не стоит ждать чудес, когда потребление падает, а объём контрафакта достигает почти 30%. Официально потребление алкоголя сократилось в последние два года на 20%. 20 процентов — очень большое падение! При этом выросло до промышленных масштабов потребление алкоголя, который люди делают сами. Южные регионы пьют только свое, они практически ничего не покупают.

  Вопрос: А я уж хотела удивиться, неужели в нашей стране стали меньше пить …

  Сергей Нейман: Стали меньше покупать. Например, производство своих дистиллятов стало модным направлением – проходят различные конкурсы, фестивали, это здорово, но это показатель того, что фискальная система, наверное, движется не в том направлении. Когда государство ограничивает минимальную цену на продукт, на ту же водку, например, 205 руб. за 0,5 л. Продавать нельзя ниже фиксированной суммы, при том что производитель мог бы продавать и в два, и в три раза дешевле, но нельзя. Государство хочет получить свое, оно получает с того, что люди покупают в рознице, и не получает, теряя на той самой просадке рынка в 20 процентов. Я думаю, что на круг государство все-таки теряет прилично.

  Вопрос: Это алкоголь. А что с табаками?

  Сергей Нейман: Похожая ситуация происходит и в табачной индустрии, то есть акцизная политика направлена на то, чтобы увеличить доходы бюджета. И результат — рост контрафакта. В 2014 году рынок контрафакта получил сильный удар в связи с тем, что был введен запрет на курение в общественных местах. А основной объем продаж контрафакта происходил через хореку (отели, рестораны, кафе), соответственно, они потеряли огромную долю рынка, по сути, основной рынок сбыта потеряли. Но в последние два года подняли головы при торговле через интернет, при том что есть официальный запрет на продажу табака и алкоголя через интернет-каналы, тем не менее все это есть, торговля весьма активна. Если мы говорим о кубинских сигарах – то более 90 процентов того, что продают через интернет – это фейки. И их доля очень значительна. Допустим, сигар Cohiba официально продается ориентировочно 1/3 от общего объема, две трети – контрафакт. Когда я говорю контрафакт – я имею в виду подделку.

  Вопрос: Почему они покупают подделку, а не берут у официалов? Цена?

  Сергей Нейман: Потому что люди думают, что это настоящие сигары, на картинках в интернете будут оригинальные сигары, а по факту привозят фейки, которые обычный покупатель визуально не отличит, мы это неоднократно проверяли. И пока серьезной борьбы с этим я не наблюдаю. Более того, в российском и даже в московском ритейле, в некоторых розничных магазинах присутствуют контрафактные кубинские сигары. Я могу ручаться только за себя – в «Собрании» контрафакта никогда не было и не будет. Что касается других магазинов – лучше спрашивать у их владельцев.

  Вопрос: Перспективы?

  Сергей Нейман: В целом по сигарному направлению будет рост, он будет плавным, не резким, культура потребления все же растет, работают сигарные клубы, отделения Российского сигарного союза по всей стране. В потребление вовлекаются новые люди, скажем так, это те, кто достигает зрелости «сигареты курить не хочу, хочу сигары», «парить вейп вроде не солидно, буду курить сигары». Это осознанный выбор, который люди делают где-то годам к 30. И количество потребителей в связи с этим растет достаточно активно. По «Собранию раритетов» я это наблюдаю, есть интерес, есть желание, люди приобщаются к сигарной культуре, это устойчивая тенденция, если, опять же, не удавят со стороны государства. Но при этом, сегмент дешевых сигар уже ликвидирован стараниями центральной акцизной таможни. Новый регламент, который вывел из числа сигарилл все, что диаметром больше 11 мм, те же тосканы, которые стоили в районе 700 рублей за пачку из 5 шт., теперь должны будут стоить 500 р. за шт., но их просто перестали импортировать. Тут стоит отметить, что Андрей Лоскутов, президент Российского сигарного союза, занимается вопросом перевода расчёта акцизной стоимости в весовую долю табака в изделии, это очень разумный ход, потому что в этом случае мы уходим от диаметров, что логично – какая разница, сколько там – 10, 15, 12 мм. А длина? Если сигара коротенькая – что это? Даже если она толстая, но короткая. Если акциз будет браться по массе, по весу – это будет более логично, во всяком случае, для сигар. Что касается сигарилл,  классических сигарилл и сигарилл сигаретного типа – я бы их не трогал. В  этом вопросе я солидарен с Андреем Лоскутовым.

  Вопрос: Как 15-летие «Собрание раритетов» будет отмечаться? И будет ли?

  Сергей Нейман: Такое намерение есть. Если обстоятельства позволят, то осенью мы проведем торжество совместно с Российским сигарным союзом, с сигарным сообществом. Но проведем его не в «Собрании раритетов». Просто потому, что у нас все не поместятся. К тому же, до конца 2019 года читатели cigarinfo получат дополнительную скидку – 15 процентов. То есть если у человека уже есть дисконтная (клубная) карта, к  личной скидке будет плюсоваться еще 15%!!!

  Вопрос: То есть расстаемся до осени?

  Сергей Нейман: Не расстаемся. Ни в коем случае! Встречаемся каждый день — как все прошедшие пятнадцать лет.

   Оксана Шубина


Оцените статью