О пользе терпения к дебилам, или император и я

Записки афисионадо
История такая: тут недавно был повод дарить мне подарки, и вот одно юное создание идет и несет. Мне. Только что вышедшую книгу «Наедине с собой». Еще закованную в пластик. Автор – Марк Аврелий.

За что??? – подумал я. Это значит, я его буду читать? Философа из школы стоиков? А где убийство на первой странице, появление комиссара полиции на десятой и отлов озверелых инопланетян на 250-й?

И тут меня зацепила одна хорошая мысль. Дело в том, что человек этот не просто всемирно известный философ. Он вообще-то был императором Рима, повелевал территориями более-менее вокруг Средиземноморья. Правил 19 лет, причем считался очень хорошим, эффективным менеджером. Воевал; собственно, в походе и умер (от оспы). Ему стоит памятник в Риме. Практически идеальный правитель, в том числе для сегодняшнего дня.

А книга эта – смотри название. Когда секретари, рабы и женщины выходят, сидит этот человек наедине с собой и что-то такое записывает о том, как надо жить и как обращаться с людьми. Ну, вот представьте – какой-нибудь сегодняшний успешный правитель громадной страны… не буду уточнять, кто… вот так сидит и размышляет про тех, с кем только что проводил совещание, по видео или живьем. И вздыхает.

Так вот, если выразить суть этой замечательной книги одной строчкой, то она будет такая: дебилы вы, дебилы, но моя работа в том, чтобы вас по возможности стоически терпеть.

Скажем, Михаил Задорнов стал бы властителем Рима. Был бы ровно тот же менталитет.

А теперь мы проделаем такую штуку: употребим книгу императора для гадания. Знаете, как работают с простейшими раскладами таро — сначала вы задаете космосу вопрос, типа «куда деньги деваются» или «почему такая хрень творится». Затем настраиваетесь на одну волну с этим космосом, тащите вслепую три карты таро из колоды. Первая – это ситуация на данный момент, и в чем ее суть. Вторая – это что делать или не делать. И третья – как должно быть и что будет, если не облажаешься. Вдобавок надо еще уметь понять, что эта карта хочет и может вам сказать. Это не пустяковая работа, за это деньги берут.

И вот так я открыл книгу императора и выкопал оттуда три цитаты. Что было несложно – «Наедине с собой» состоит из коротких кусочков, хотя и расположенных по определенной логике. Иногда афоризмы, иногда что-то подлиннее. Типа, что ли, Конфуция.

Далее – сами цитаты, вдохновенно выбранные наугад (зажмурился, настроился на диалог с космосом, открыл, ткнул пальцем). Плюс мои толкования обнаруженного.

«Я не заслуживаю того, чтобы огорчать самого себя, ибо никогда преднамеренно не огорчил кого-либо другого».

Ребята, это он всерьез? Человек сидит на вершине государственной власти – и преднамеренно не огорчал вообще никого? В общем, первая карта – это о том, в чем суть проблемы, помните, да?

Но тут можно предположить, что это он не лично про себя, а как бы вообще и в целом. Наш философ просто пытается вывести формулу идеальной ситуации, которую до и после него излагал буддизм, конфуцианство, да еще и христианство. То есть наш император говорит про то, например, что если вот сегодня не сделал какой-то глупости или гадости, то можешь спать спокойно. Типа, не делай другим такого, что не хотел бы, чтобы они сделали тебе.

Но так ведь это идеал, такой идеал… Хорошо, можно эту формулу вывернуть наизнанку: сделал, по необходимости, гадость кому-то – так хотя бы не радуйся и не веселись. А грусти. Стоики — они такие, совестливые.

А вот вторая карта – это руководство к действию, и…

«Подумай, каковы эти люди, когда едят, спят, совокупляются, испражняются и т.д., а затем – каковы они, когда корчат из себя важных господ, чванятся или гневаются и расточают укоризны с высоты своего величия. Скольким они незадолго до того служили и за какую цену, и во что они вскоре превратятся?»

Вот это просто гениально, и называется оно одним из секретов ведения спора и вообще драки (да, физической тоже) с сильным противником. Здесь у нас такой как бы аутотренинг.

Вот представьте: вы или в подворотне, или в телестудии – но, если речь о подворотне, то драки пока нет. Вас просто хочет задавить морально большой дядя или тетя – пусть маленькая, но очень злобная, говорит какие-то гадости с намеком на «а ты кто такой».

Что я делаю в таких случаях: улыбаюсь, во-первых, это чисто таиландская наука, там даже наемный убийца и его жертва улыбаются друг другу, потому что так обоим легче. Но еще я смотрю в лоб оппоненту, туда, где третий глаз, и отчетливо, в деталях представляю себе ровно то, о чем говорит Марк Аврелий.

Или почти то. Ну, то есть на самом деле я представляю себе, как этот скандальный человек, независимо от пола… мне сложно, тут дамы… ну, оказывает кому-то сексуальную услугу. И улыбаюсь, улыбаюсь. Император – молодец, он, оказывается, делал то же. Причем жертва этой технологии что-то чувствует, не понимает – что, и конкретно звереет.

Это было, повторим, на тему того, «что и как надо делать» (вторая карта таро). И финальная карта – вот она.

«Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней серьезностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью, и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления».

Помните, у нас была неясность с первой цитатой, то есть первой картой, объяснявшей нам нынешнюю ситуацию и что в ней не так? Не так было насчет того, что вы можете спать спокойно, только если не огорчаете других. А как же их не огорчать, если…

И вот тут, в третьей цитате (карте), Марк Аврелий нам объясняет, как оно не в идеале, а на самом деле. То есть действовать надо с уважением к свободе, и справедливости, и серьезности – сколько угодно. Но поступать все равно следует так, как положено римлянину и мужу, и не хрена давать «другим представлениям» грызть вам макушку.

Оцените статью