И вот означенная дама пишет в «Известиях»: «Очевидно, что такой амбициозный проект, как введение тотального запрета на продажу табака, требует общественного консенсуса, поддержки этой меры населением. Это дело будущего, когда распространенность потребления табака станет низкой, а поддержка идеи делегализации оборота табачных изделий — высокой. Так что сейчас у государства есть масштабная цель — подготовка общественного мнения».
Что ж, цель Дашей поставлена, государству остается подчиниться.
А в пример для подражания она приводит, вы не поверите, Новую Зеландию с ее законом о запрете продажи табака родившимся после 1 января 2009 года. Только-только мы с вами прочитали о Новой Зеландии как одном из наиболее ярких примеров глобального провала антитабачной кампании (молодежные банды грабят там табачные магазины по согласованию с их владельцами, создается громадный черный рынок) – и вот вам. Ну, еще для Даши образцы – это Бутан и Туркмения, без всяких шуток, она о них тоже пишет.
Понятно, что она и ее команда не лишены маниакального упорства. Иначе бы она не цитировала, там же, в «Известиях», всю это фальшивую статистику ВОЗ – «каждый год от последствий употребления табака умирает 8 млн человек. Из них 1,2 млн — пассивные курильщики, их болезни связаны с воздействием вторичного табачного дыма. В России ежегодно погибают от болезней, связанных с потреблением табака, около 300 тыс. человек». Кто другой вообще бы поостерегся сегодня упоминать эту самую всемирную, которая якобы помогает здравоохранению. Это раньше ВОЗ упоминали как Шамбалу, а сейчас…
Но две вещи надо отметить. Первая: Даша и ее команда все-таки частично признают реальность, и вы только что это прочитали. Общественное мнение в России действительно никак не сочувствует поставленным Дашей задачам. И наши проснувшиеся борцы с курением поэтому вполне всерьез хотят начать все с начала – мнение это своими фальшивками и страшилками обрабатывать. То есть признание провала, какое-никакое, тут есть.
А вот теперь вторая вещь. Я задействовал поиск, чтобы уточнить, что такое антитабачная коалиция и кто прочие ее сопредседатели. Но об этом быстро забыл, потому что нашел, в процессе поиска, множество удивительных материалов в наших СМИ от начала 2010-х годов, где довольно грамотно описывается, кто пришел в Россию бороться с курением и за чьи деньги.
Вот, например, публикация в журнале «Коммерсант Деньги» от 31.05.2010. Сбалансированная такая, и нашим, и вашим, то есть цитируются обе стороны. Тем не менее нашим будет интересно прочитать там вот хотя бы главку «Святая борьба по прейскуранту». В которой рассказывается о том, как в 2006 году крупный бизнесмен и филантроп Майкл Блумберг основал фонд по борьбе с курением The Bloomberg Initiative to Reduce Tobacco Use. «В 2007 году первые гранты были выделены и российским борцам с табаком — по информации, опубликованной на сайте фонда, с 2007 по 2011 год российским общественным организациям и проектам должно быть выделено более $1,8 млн. Хотя вполне возможно, что Россия получит значительно больше (действительно, для наших масштабов сумма совсем незначительна). Тем более что только один Открытый институт здоровья получил от Блумберга на два года $770 тыс. Таким образом, фактически был открыт новый вид заработка — тоже на лоббизме, но уже антитабачном. В итоге сегодня в антитабачном движении оформились лоббистские группы влияния — это не только медики, международные фармацевтические компании, но и депутаты, политические и общественные деятели. Если мы говорим о существовании табачного лобби, то есть все основания называть и антитабачное движение лоббизмом».
Ну, или так (там же): «то, что Блумберг выделяет средства не просто в развивающиеся страны, но в страны, которые обладают ресурсами, в том числе и военными, и не являются союзниками США, наводит на определенные размышления,— рассуждает главный редактор отраслевого информационного агентства «Русский табак» Максим Королев.— Показательно, что гранты Блумберга не выделяются для антитабачных организаций в самих США, где надписи о вреде курения пишутся мелкими буквами на задней стороне пачки, а страна до сих пор не присоединилась к главному антитабачному документу — РКБТ».
Еще одна статья, от 14.06.2013, в менее известном СМИ – тоже неплохо. Опять же о том, кто финансирует антитабачное лобби в России. И снова о Блумберге, с добавкой: «С тех пор в России бюджеты некоторых антитабачных организаций можно было сопоставить с годовыми лоббистскими бюджетами крупных отечественных нефтегазовых и металлургических компаний».
Или, там же: «Одним из грантополучателей Bloomberg Initiative на официальном сайте Фонда значилось российское Министерство здравоохранения и социального развития. Также среди грантополучателей числились «Российская Ассоциация Общественного Здоровья» (грант: $216,050 в 2009-м), Казанский общественный фонд «Выбор» ($45,500 в 2007-м), Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) ($594,130 в 2009-м), «Открытый Институт Здоровья»/ Коалиция «За присоединение России к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табакокурением» ($770,000 в 2007-м), Российская антитабачная адвокативная коалиция ($1,092,000 в 2007-м) и проч».
Вот такие подробности из жизни иноагентов. Ведь все тогда знали. Ну, единственное, чего боялись – это разобраться в тоннах якобы медицинских данных, рушившихся на головы депутатов и прочих граждан: а не вранье ли это? А про деньги известно было все.
И последнее. Будучи человеком идеалистичным, я написал в «Известия», представившись, и предложил опубликовать мой ответ Даше Халтуриной. Реакции из газеты пока нет. Представляю, как они там мучаются.