Речь о вейпах, которые могут – теоретически – проломить дорогу к нормальности и для обычных сигарет. И речь идет о Малайзии, моей любимой стране. Где несколько лет на посту министра здравоохранения правил черный властелин Кхаири Джамалуддин, который боролся с курением и вообще с никотином, он же превратил страну в ковидный концлагерь… а потом срок его истек. Пришла, с прошлого декабря, очередь дамы по имени доктор Залиха Мустафа. Не будем закапываться в сложности с местной политикой, отметим только, что зло там бывает наказано в чисто малайском стиле – мягко, нескандально.
И вот эта дама начала разгребать катастрофу с антитабачной политикой Кхаири. Речь о том, что 60% или больше сигарет там продается нелегально, а по части вейпа как альтернативе курения – тут, теоретически, при прежнем режиме царил полный Блумберг и ВОЗ: вейп еще страшнее табака, бороться с ним и бороться. Но Залиха пошла по британскому пути, легализуя вейп и по сути объявляя его способом бросить курить. Спасибо и на этом.
История эта – далеко не законченная – интересна подробностями. Во-первых, насчет ядов. Когда-то давно весь мир ржал в голос над законодателями Монтерея, города в Калифорнии, которые проголосовали за то, чтобы объявить табачный дым токсином. А без этого у них не было юридической основы для всяких зверских, в калифорнийском стиле, решений. И как же нам было не ржать. Оказывается, демократия – это когда большинством голосов можно объявить камень паром, пар металлом, и что угодно токсином. Это не наука решает, а народные избранники.
Что касается никотина, то об этом мы говорили давно и подробно: это волшебное вещество, на основе которого делаются тысячи лекарств. И прибрать к рукам никотин – то была одна из причин для медицинского лобби, чтобы согнуть в бараний рог табачную индустрию. А что такое вообще яд – вопрос интересный. Если выпить каплю чистого никотина, будет очень плохо. Но если выпить ведро воды (через воронку – спросите у испанской инквизиции), будет хуже.
Акт о ядах от 1952 года принимался еще англичанами, и из-за него продажа жидкости для вейпов висела в воздухе. Она, правда, шла по всей стране, но… как-то неудобно получалось. Местные менты должны были прийти с проверкой, конфисковать образцы жидкостей (всех?), и если там находили никотин, то… В общем, цифры такие: до 90% вейпов в стране нелегально, но абсолютно открыто продавались повсюду. Это по-нашему, по-малайски.
А вот сейчас неожиданность: Малайзия – первый в мире экспортер жидкостей для вейпа. Плюс 3 тысячи вот этих, «нелегальных» магазинов по всей стране, 15 тысяч занятых… Интересно, да?
А второе, что в этой истории интересно – это как корчатся и воют злые санитары, которые в ужасе от происходящего. Давайте уж позлорадствуем, моральное право на то у нас есть, мы долго терпели их бесчинства – в том числе некоторые терпели и в Малайзии.
Итак, решению Залихи насчет вычеркивания никотина (а оно было принято вообще-то еще 31 марта) единогласно воспротивилось Бюро по ядам. А это вообще что? Оказалось – частная организация. Дело в том, что Кхаири был классическим агентом влияния глобального медицинского лобби, насоздавав множество вот таких частных лоббистских групп, чтобы они лоббировали его в пользу жесткости. Это классическая англо-американская тактика — минздравы на свои деньги создают и кормят вот таких разгневанных граждан, часто с медицинскими званиями и дипломами (а если есть такой диплом, то попробуй, повозражай). И те, соответственно, требуют от кормящей руки большей жесткости к табаку и прочему вейпу.
Залиха мнение ядовитого бюро проигнорировала (повторим: шок!). И вот глава Малайзийской комиссии по правам человека (опять же частная лавочка, и занята табаком прежде всего) говорит, что нового министра здравоохранения надо привлечь к суду за сами понимаете что. И премьер-министра заодно. Ну, а сам Кхаири предсказуемо воет, что превращение всей истории с продажами вейпов в посмешище – это оттого, что прочие министерства не проявили должной жесткости в выполнении предписаний его министерства. О запретах на курение в том числе.
Тут надо отметить, что все, что происходит в Малайзии, имеет расово-национальный оттенок. Малайцев большинство (61,4%), китайцев 23,7%, есть еще индийцы и многие прочие. Так вот, получается, что антитабачно – антивейповая политика – это почему-то прежде всего китайцы. А коренные жители считают, что все эти ограничения придуманы китайцами, чтобы им, малайцам, не давать жить нормально. В общем, еще этого властям не хватало…
Но настоящая драка впереди, и никто не сказал, что она хорошо кончится. Дело в том, что через неделю та же Залиха намерена представить в парламент новый закон о контроле за табачными изделиями и прочим никотином. Драка будет страшная.
Злодей Кхаири собирался навязать Малайзии новозеландскую идею – запретить продажу всех этих штук всем, начиная с какого-то возраста. Но парламент взбесился и вынес эту инициативу ногами вперед. Наверное, с учетом того, что именно табачная политика Кхаири вызвала настоящую катастрофу – смотри выше насчет процента нелегальных продаж.
Вдобавок тот же минздравовский террор вызвал катастрофу хуже – это насчет ковидной диктатуры в стране. То правительство выгнали вон, сейчас разгребают завалы и возрождают страну. И логика подсказывает, что закон будет просто регулировать отношения продавцов табака и вейпа с государством, а не давить людей вплоть до тотального запрета на такие продажи с какого-то возраста.
Но это оптимистический взгляд на вещи. Дело в том, что это в Великобритании или в США или в России есть своя медицинская школа, поэтому сопротивление антитабачным силам идет прежде всего со стороны медиков. Малайзия – она маленькая и развивающаяся, поэтому публика не знает, кому верить, и в ужасе следит за битвой всяких зарубежных групп влияния на своей нежной малайской земле. И чем это кончится, неясно.