Десять лет назад члены Московского сигарного клуба впервые выкурили сигару на крыше «Отокомае».
Покурить сигару в галерее? Можно. Любоваться работами известных художников, наслаждаясь любимой сигарой? Можно. В частной галерее «Отокомае» на Неглинной. Здесь состоялась очередная встреча Московского сигарного клуба. В «Отокомае» собраны работы современных китайских, японских и европейских художников. Это уже шестая экспозиция, представленная Константином Елютиным, настоящим знатоком современного искусства.
«Начнем с того, что Отокомае – закрытая территория, поэтому мы можем здесь есть и пить что хотим, и показывать то, что хотим. К сожалению, так получилось, что европейцы начали бороться с курением задолго до России. Это началось лет десять назад. Китайцы, как мне кажется, курят больше всех на свете – процентов 80 мужчин и, наверное, процентов 50 – женщин. Практически во всех работах, представленных здесь, есть папироса, сигарета или сигара. В этом смысле китайцы – люди более свободные, так как, в первую очередь, у них нет понятия первородного греха: для них настолько все естественно – курить, пить, заниматься другими приятными вещами. Поэтому их художники проще ко всему относятся, не то чтобы они показывают какие-то свои потребности, нет. Просто показывают жизнь», – рассказал К. Елютин.
Искусствовед занялся современным китайским искусством около 10 лет назад. По словам коллекционера, в настоящий момент Китай находится на одной из лидирующих позиций по продажам произведений искусства в мире. Так, четыре года назад он обошел Францию, два года назад – Лондон, а в прошлом году и Соединенные Штаты Америки. Сейчас Китаю принадлежит почти 40% мирового рынка. На сегодняшний день в Китае успешно функционирует больше 1000 аукционов по продаже современного искусства.
«53 китайских художника продают не одну-две-три, а десятки картин в год, стоимость которых варьируется от одного до девяти миллионов долларов. У меня есть книга, в которой описано, как живут китайские художники – ни одни человек в Москве не имеет таких апартаментов, какие есть примерно у сотни китайских мастеров. Это что-то невероятное. Сами представляете себе, какого уровня состояние сколотили себе за последние 10 лет эти современные художники. Многие из них миллионеры, даже миллиардеры, но в то же время они работают очень много. Каждый день китайский художник стоит у станка», – пояснил Константин Елютин.
Пять лет назад в Китае были построены 2000 музеев современного искусства.
«Чему я был удивлен – почти все выпускники Московской консерватории последних 30 лет работают частными преподавателями китайских семьях в Шанхае. Бедные китайские дети – они только появляются на свет, их сразу начинают дрессировать, потому что конкуренция колоссальная. Причем они конкурируют не с локальным рынком, а сразу с мировым. Детей учат математике, живописи, музыке, гольфу, плаванию. А приходишь в музей современного искусства, — там больше народу, чем на локальных выставках. Китай девает все для того, чтобы культура современная развивалась свободно», – считает К. Елютин.
«В России 95% всего табачного производства принадлежит транснационалам. В Китае все табачное производство государственное. Если хочешь – заходи, но только через государство. В отношении картин – насколько они открыты миру в этой части?», – спросил Андрей Лоскутов.
«Я отвечу коротко: в Пекине и Шанхае есть гигантские уже не работающие заводы – их дарят художникам. Под мастерские. Безвозмездно», – ответил Константин Елютин.
Рассказ К. Елютина дополнил писатель Дмитрий Косырев, ставший инициатором этого галерейного вечер (Елютин – герой одного из романов Д. Косырева), а также поэт Алексей Алехин, который несколько лет жил в Китае, будучи главным редактором журнала «Китай».
После лекции Андрей Табунов и его партнер Василий Симазин – владельцы «Отокомае» – пригласили гостей на крышу: открытую галерею, где мы продолжили вечер уникальной сигарой Yoruba, скрученной «тотально вручную», т.е. не только totalmente a mano, но и без применения пресс-бокса.
Из архива Российского сигарного союза