Мой стаж курения более 40 лет. Ущемление прав курильщиков – один из самых плохих примеров дискриминации. Когда речь идет об ущемлении прав примерно 30-35% населения, – это, мне кажется, уже крайне ошибочная позиция. В этом смысле, к сожалению, демократические страны дают нам плохой пример. Потому что как раз оттуда пошла дискриминация курильщиков. И мы в этом смысле оказались, к сожалению, хорошими учениками. В ряде случаев продвинулись даже гораздо дальше наших западных коллег.
Можно было бы найти простые решения. Давайте сделаем рестораны для курящих и рестораны для некурящих. А дальше – рынок решит, кто из них выживет… Тоже самое можно, при здравом смысле и желании, сделать с авиационными рейсами – там, где их много, сделать пять для некурящих и один – для курящих. И дальше опять-таки – рынок, потребитель своими деньгами проголосует за понравившуюся модель.
Практика курения на летних верандах – не для России, не для нашего климата. Были замечательные стихи выдающего поэта Саши Черного:
Восемь месяцев зима, вместо фиников – морошка.
Холод, слизь, дожди и тьма – так и тянет из окошка…
Так вот, восемь месяцев зима, и когда люди под предлогом заботы о нашем здоровье предлагают нам выйти в 30-градусный мороз на улицу, чтобы пару раз затянуться. В таком случае – будет ли рак легких от курения или не будет – это большой вопрос, а вот то, что будет воспаление легких с тяжелыми последствиями – очевидный факт.
Я искренне хочу, чтобы те 30-35% человек, населения, которые курят, как-то сами сделали свой выбор – продолжать им курить или нет.
Из архива Российского сигарного союза