Москва глазами Богумила Фиалы

Ремарки

Кремль в нескольких километрах от Красной площади

        Московский район Измайлово первоначально принадлежал семье Романовых. Здесь любили отдыхать царь Алексей и его сын - будущий Петр Великий. Он провел в этих местах большую часть своего детства. И на местном пруду получил первые знания по навигации, которые приумножал со временем. Результатом чего стало создание русского флота и основание Санкт-Петербурга - города-порта на берегу Финского залива.

 

Кремль в нескольких километрах от Красной площади

        Московский район Измайлово первоначально принадлежал семье Романовых. Здесь любили отдыхать царь Алексей и его сын — будущий Петр Великий. Он провел в этих местах большую часть своего детства. И на местном пруду получил первые знания по навигации, которые приумножал со временем. Результатом чего стало создание русского флота и основание Санкт-Петербурга — города-порта на берегу Финского залива.
        «Кремль в Измайлово» расположен на берегу Серебряно-Виноградного пруда. Живописный деревянный архитектурный ансамбль царской резиденции был воссоздан еще в прошлом столетии по эскизам и гравюрам XVI-XVII веков.
        Издревле словом «кремль» называли крепости в центрах российских городов, которые были последним препятствием на пути завоевателей. И местом сбора людей во время опасности. Первые кремли были деревянными, но уже в XIV веке, чтобы повысить их обороноспособность, начали возводить каменные форпосты с неприступными башнями, окруженными водяными рвами. 
        Сегодня в России более двадцати объектов, называемых «Кремль». И это не просто каменные крепости, а целые комплексы с храмами и дворцами. В Измайловском кремле на сегодняшний день расположено пять музеев — колоколов, русской игрушки, русского костюма и быта, русской сказки, истории водки.    
        В 80-х годах Измайлово стало одним из важнейших мест московской Олимпиады. Здесь были возведены пять крупнейших отеля — «Альфа», «Бета», «Вега» и «Гамма-Дельта», способных принять одновременно 10 000 человек. 
        В последующие годы в опустевший комплекс начали перебираться торговцы. И возникла знаменитая ярмарка «Вернисаж», на которую съезжались ремесленники со всех концов России и других стран. На протяжении многих лет выставочная площадь скрывала одну историческую ценность. В 90-х годах прошлого века торговцы нашли на территории ярмарки бункер Сталина.

Храм Христа Спасителя или круговорот храмов в столице

        Истории московских храмов составили бы очень толстую книгу. Одной из самых трогательных была судьба храма Христа Спасителя, начало которой было положено в 1812 году, когда последний солдат 600–тысячной армии Наполеона был изгнан за пределы России. Царь Александр I, в знак благодарности Богу и «в вечное напоминание о жертвах русского народа», приказал построить церковь во имя Спасителя Христа. Храм был освящен 26-го мая 1883 года. За год до этого в храме впервые прозвучала торжественная увертюра Чайковского «1812 год». 
        После революции и смерти Ленина партия решила построить на месте храма Дворец Советов. Как самое высокое здание в мире со стометровой статуей Ленина на вершине. И 5-го декабря 1931 года, по приказу Сталина, храм был разрушен. Но уничтожено было не всё. Мрамором, оставшемся от храма, были выложены некоторые станции метро и сделаны скамейки для пассажиров… Но вскоре строительство Дворца Советов было прекращено. Из-за сложных грунтов, а также начавшейся Великой Отечественной войной.
        Вырытый котлован сохранился до прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущева. Он приказал превратить его в огромный открытый бассейн «Москва».   
        В феврале 1990 года было принято решение восстановить храм. И уже в конце 90-го установили гранитный Закладной камень. Строительство на государственные и частные деньги началось в 1992 году. Освящен храм 19-го апреля 2000 года. В нем находится и большой зал для религиозных собраний, в котором в 2000 году последний русский царь и его семья были объявлены святыми.    
        Для нас уже стало привычным смотреть несколько свысока на русских ремесленников, но уровню мастерства строителей храма надо отдать должное!

Третьяковка

        Москва предлагает любителям культуры и истории необычные впечатления. Несмотря на то, что город вот уже несколько лет является самым дорогим в мире, посещаемость галерей (и не только) от этого не страдает. Наоборот! В отличие от моей родной Чехии цены на билеты в музеи и галереи очень низкие. Но следует помнить о том, что стоимость  для россиян и иностранцев — разная. Туристы часто отдают более высокую плату. Но если вы говорите по-русски, есть большой шанс, что вам будет продан билет как гражданину России. Список учреждений культуры Москвы занял бы не одну толстую книгу. Поэтому я представлю вам одно из самых известных — Государственную Третьяковскую галерею. Ее коллекция насчитывает около 150 тысяч экспонатов. Знакомство будет не совсем обычным – связанным с мистической цифрой семь. По аналогии с «Семьюи чудесами света» и «Книги за семью печатями» — «Семь тайн Третьяковской галереи …»

Мир хочет быть обманутым

        Тайна живет буквально в каждом зале Третьяковской галереи и открывается только тем, кто сумеет её обнаружить. Одним из таких таинств является картина — предмет восхищения народа — «Утро в сосновом лесу», написанная Иваном Шишкиным. Удивительно, что за тайной как таковой стоит, ни много ни мало, сам основатель галереи — Павел Третьяков. В 1889 году он купил картину у Ивана Шишкина и повесил ее в одном из залов. Каждое утро он проходил по просторным коридорам галереи и однажды заметил подпись в нижней части картины – Константин Савицкий. 
        Предполагается, что Шишкин написал картину пробуждающегося леса, а Савицкий — медведей. Но когда Третьяков покупал картину, его никто не предупредил, что у неё два автора. Из сохранившихся записей стало известно, что это сильно разозлило Третьякова, у которого был жесткий и бескомпромиссный купеческий характер! «Картину я купил у Шишкина — это картина Шишкина, о Вас я ничего не знаю и знать не хочу», — сказал владелец галереи Константину Савицкому. И тут же принёс растворитель, пытаясь удалить подпись. Но она сохранилась и по-прежнему читается невооруженным глазом, несмотря на все попытки стереть ее. Имя самого Ивана Шишкина надлежащим образом указано на пластинке, размещенной на раме картины.
        Свою всемирно известную коллекцию живописи Павел Третьяков начал собирать, когда было принято, чтобы владельцы галерей покупали работы западных художников. Вопреки всему Павел Третьяков приобретал полотна русских живописцев. Благодаря чему стал уважаемым торговцем и значимой фигурой в русской культуре. Еще при жизни его называли «большим человеком» — выдающимся человеком своего времени.

Ищите женщину!

        Лишь в редких случаях картины в галерее способны сами рассказать свои таинственные и сложные истории. В большинстве же случаев это происходит при помощи экспертизы, которой подвергаются полотна. К таким можно отнести «Портрет неизвестного в треуголке», написанный Федором Рокотовым.
        «Портрет очень притягателен. «Таинственного» в нем больше, чем в любом другом произведении Рокотова», — такие утверждения профессионалов заставили исследователей провести множество экспертиз. И они раскрыли нечто действительно неожиданное!
        Под лучами рентгеновского аппарата из мужского силуэта выступало женское лицо и платье … Позже выяснилось, что на холсте изображена первая жена близкого друга Рокотова — известного поэта того времени Николая Струйского. При более детальном рассмотрении стали проявляться глубокое декольте и декоративная брошь. В последнем заключении экспертизы написано следующее: «Вот уже более 200 лет с картины на нас смотрит женщина …»
        Что же произошло на самом деле? Жена Струйского умирает. Поэт женится во второй раз. Сентиментальный мужчина не хотел играть с чувствами своей второй супруги. Поэтому попросил Рокотова перерисовать портрет, чтобы продолжать любоваться очарованием своей покойной жены, не давая никаких поводов для ревности второй.
        Как говорил один из классиков: «Ищите женщину!»

Картины, несущие смерть

        Картина «Тройка» в зале № 17. Уже на первый взгляд можно определить, что доминирующая фигура картины — мальчик. Именно за ним кроется главная тайна полотна, написанного внебрачным сыном барона Кривденера — Василием Перовым.
        «Два мальчика и девочка впряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает их рваные одежды. Какой-то добрый человек помогает им вытолкать сани на горку». Работая над картиной, автор усиленно искал центральную фигуру полотна. Прогуливаясь как-то по улицам Москвы, пожилую женщину с мальчиком. Художник попросил разрешение написать портрет мальчика. Но женщина долго отказывалась, объясняя свою позицию тем, «нарисованного человека постигнет несчастье — страшная болезнь и смерть». Художнику все-таки удалось договориться о портретировании.
        Сцена на картине выглядела  настолько реалистично, что Павел Третьяков был не в силах устоять и приобрел произведение для своей коллекции. Прошло несколько лет… На пороге дома художника появляется та самая женщина и горько плачет. Оказалось, что ее сын заболел оспой и умер. Она попросила Перова продать ей картину, где изображен ее покойный сын. Перов сопроводил женщину в дом Павла Третьякова. Женщина упала на колени перед «Тройкой» и начала петь молитвы. Перов и Третьяков покинули дом, оставив ее одну. Вернувшись через несколько часов, они обнаружили женщину все еще молящейся. Перов с большим трудом увел её обратно в свою мастерскую. И дал слово, что напишет портрет ее сына. Своё обещание он выполнил. В России картина Перова «Тройка» является одной из наиболее популярных. А судьба второго портрета, который художник написал для матери мальчика, неизвестна.

Третьяковская галерея — храм России

        Один из самых загадочных залов Третьяковской галереи — зал иконографии. Павел Третьяков ещё при жизни собрал в нём шестьдесят два экспоната. Сейчас их насчитывается уже несколько сотен. Каждый из них имеет свою историю.
        Наш седьмой рассказ о Владимирской иконе Божьей Матери завершит серию повествований.
        Эта икона входит в число самых известных реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной. На Русь она попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Хрисоверга. Ей почти 900 лет.
        В течение этого периода икону несколько раз реставрировали, но всегда за исключением двух мест, которые оставались абсолютно нетронутыми. «Легенда гласит, что икона была написана апостолом Лукой. Деревянная доска, на которой изображена икона, была частью стола в доме Иосифа и Марии в детские годы Иисуса Христа». Тот факт, что эти два места представляют собой части лиц матери и ребенка, ещё больше подтверждает вышеупомянутую легенду о происхождение иконы… О том, насколько огромное значение имеет эта священная реликвия и для будущих поколений, свидетельствует следующая история.
Во время нашествия Тамерлана чтимая икона была перенесена из Владимира, где она хранилась в Успенском соборе, в Москву. В это трудное время весь город был на коленях и в молитвах просил святую Божью Матерь о помощи. И чудо произошло! Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы. Это было расценено как заступничество Богородицы. С того самого момента икона пользовалась всеобщим уважением и считалась прибежищем русских икон.

Москва — рай для гурманов

        В московской агломерации с населением более 20 миллионов жителей работает 2000 ресторанов. В то время как во всей Чешской Республике с населением 10 миллионов — 6000 ресторанов. В Москве открывают дорогие рестораны – быстрая окупаемость которых является наиболее вероятной. Я посетил  ресторан «Кафе Пушкинъ», который гиды называют одним из лучших в мире! Там также без преувеличения действует принцип, что за потраченные деньги вы получите обслуживание, которого ранее мог удостоиться только сам цезарь.

Кафе Пушкинъ

        Впервые я встретился с этим названием в песне Жильбера Беко «Натали», посвященной русской переводчице. В этом году я посетил «Кафе Пушкинъ» и не жалею об этом. Здесь работает французский шеф-повар Эммануэль Райан, полностью отвечающий за меню, которое состоит из классических русских и французских блюд. В это поистине богатое меню входит восемь видов салатов; 12 холодных закусок; четыре вида горячих закусок;  четыре первых блюда; 21 горячее блюдо, среди которых есть и деликатесы – привозимый каждый день свежий осетр. И знаменитые пироги, на которые время от времени приходят московские дамы… Широкое разнообразие вкусов и цветов завершают 19 десертов.
        Персонал ресторана одет в исторические костюмы. Исключительной фигурой является метрдотель, быть может, лучше подошло бы — патрон ресторана, который рассказывает гостям истории, связанные с этим местом. Кроме ресторана здесь же  расположено кафе, в котором производятся кондитерские изделия. Ресторан открыт круглосуточно.     

Музей истории водки

        Располагается в стенах «Измайловского Кремля». Здесь я узнал, что напиток, похожий на современную водку, появился в России еще в период с 950 по 1100 годы нашей эры. Первоначально его называли хлебным вином. До начала XVIII века напиток содержал небольшое количество алкоголя и продавался в кабаках, но был очень дорогим. Считается, что слово «водка» начали использовать в XV веке, а в письменных материалах она часто упоминается как «растительный экстракт», содержащий до 75% спирта, использовавшийся в основном в медицине.
        В официальных документах слово «водка» впервые появилось 8-го июня 1751 года. В указе императрицы Елизаветы Петровны, регулирующим владение водочными заводами. Дело в том, что налоги на водку являлись для царской России ключевыми — на них приходилось 40% всех государственных доходов. В начале 60-х годов XIX века в результате правительственной рекламы на водку, выпускаемую государственными водочными заводами, к ней быстро пристрастилось большое количество россиян.
        В 1863 году государственная монополия на водку была отменена, в результате чего произошло снижение цен. Водка стала доступной всем слоям населения. В 1911 году на водку приходилось 89 % всего потребляемого в России алкоголя. В течение XX века этот процент варьировал, но всегда был достаточно высоким. Так, например, данные 2001 года говорят, что  на водку приходится 70% всего потребления алкоголя.
        В музее, где представлено 600 экспонатов, включая рецепты XVII века, мы также узнали, что любимым напитком Иосифа Виссарионовича Сталина была водка «Английская крепкая».
         В музее можно продегустировать водку с лёгкой закуской. Здесь же можно пообедать, поужинать или даже организовать банкет. Дело в том, что частью музея является трактир — копия ресторана конца XIX века.  

Взгляд в прошлое на легенду коньяка

        Тот факт, что Уинстон Черчилль был заядлым курильщиком сигар и любителем кровавых бифштексов — всем хорошо известен. Но мало кто знает, что эксцентричный Черчиль всем напиткам предпочитал армянский коньяк и нарушал советский режим тем, что знаменитый Шустовский коньяк доставляли на острова крупными партиями. О том, как Шустовское бренди превратилось во французский коньяк, рассказывают следующие строки.
        В 1900 году Николай Шустов, владелец одноименного винного завода, послал инкогнито на выставку в Париж образцы своего коньяка. Профессиональное жюри единогласно присудило неизвестному виноделу Гран-при. И хотя коньячный напиток, в соответствии с правилами, был больше похож на бренди, Шустову разрешили писать на своих бутылках «cognac». После возвращения на родину знаменитый винодел был ещё долгое время известен как «Король коньяка!».
        Во Франции о коньяке  вспоминали ещё долго и, пожалуй, это и стало одной из причин того, что компания «Pernod Ricard», производящая коньяк «Мартель», купила в 1998 году завод Шустова …

Текила-бум

        Так как именно барменом я начинал свою карьеру, поэтому был просто обязан написать о московских барах. На главной артерии Москвы — на улице Тверской, что рядом с Белорусским вокзалом, находится «Help Bar». Подают здесь известный всем коктейль «Текила Бум», но очень оригинально!
        Основой являются 4 миллилитра текилы, модификатором — игристое вино, в случае бара «Help Bar» — Московское шампанское. Но есть еще несколько вещей, которые понадобились бармену — салфетки, мягкий шлем и бейсбольная бита. Начало услуги традиционно — бармен приносит стакан типа Old Fashioned, в котором плещется текила с игристым вином. Потом он предлагает гостю надеть шлем и хорошо его застегнуть. Берет полный стакан с блюдцем и салфеткой на нём… и бьет гостя стаканом по голове — до тех пор, пока коктейль достаточно не перемешается.
        Во время употребления коктейля, бармен громко бьет битой по столу. После того как гость допил, бармен бьет битой по шлему и словами «Текила Бум» прощается с гостем.

Широта русской души

        Выражение «широта русской души» часто связывается с размерами просторов России. В знаменитом романе Достоевского «Братья Карамазовы» старший сын Дмитрий говорит: «Широк человек, я бы сузил его». Тем самым он хочет сказать,  что «русский характер» сочетает в себе различные природы, которые порой невозможно объединить…
        О русской душе было написано много книг. Кто хочет, может прочитать! В связи с этим мне вспомнился один давний разговор с Иржим Черным. О нём стоит упомянуть. Когда его спросили какова Русь-матушка, он ответил: «Она во всем больше; и в хорошем, и в плохом, и в богатстве, и в бедности, и в счастье, и в несчастье …»

         Богумил Фиала

Оцените статью