А. Лоскутов спросил — почему произведения Шопена занимают такое особое место в репертуаре Ю. Розума?
Оказалось, с именем великого поляка связана и личная семейная история Розума.
Его бабушка давала концерты где-то в районе Тулы, и будущий дед – невероятный меломан – влюбился в нее. Прямо на ее концерте, в момент исполнения шопеновского вальса, он решил, что эта девушка – его будущая жена.
Начались ухаживания, появилась надежда на взаимность. Но тут выяснилось, что она замужем, что у нее маленький сынишка, что с мужем по взаимной договоренности они не живут – у мужа чахотка. Дальше история приняла кинематографический оборот: претендент приехал в имение мужа (Тверская губерния), попросил принять его, положил на стол пистолет: здесь два патрона, если Вы уступаете мне жену – я ухожу, если нет – одна пуля Ваша, другая – моя.
Смертельно больной человек (он вскоре действительно умер) принял правильное и – согласитесь — мужское решение. Согласился с одним условием: дайте мне слова, что воспитаете моего сына как своего. В этом браке родилась мама Юрия Розума.
Но это еще не всё. Однажды Юрий Розум оказался в музее Шопена на его родине в Польше. И одна из сотрудниц музея рассказала, что в энциклопедия неправильно указана дата рождения польского музыкального гения: первое марта, настоящая же дата – двадцать второе февраля.
«Двадцать второе февраля! В этот день, двадцать второго февраля, родился и я, — сказал Юрий Розум. – Надеюсь, я ответил на вопрос, почему для меня Шопен особенный композитор».