Шопен сигары не любил, хотя курить пробовал, но он любил ту, кто любила сигары – Жорж Санд. Он был покорен обаянием и силой этой странной леди, которая первой примерила на себя мужской костюм и, не спрашивая разрешения у мужчин, присвоила себе их права – быть сильной, быть ведущей, самой определять, как, где и с кем жить. Сразу после того, как двадцативосьмилетняя дамочка изменила свой имидж, ее имя зазвучало в Париже, во Франции, в Европе. Ее повести, до того отклонявшиеся издательствами, стали пользоваться бешенной популярностью. Общества дамы в мужском фраке и с сигарой добивались самые изысканные кавалеры того времени – из русских, например, Тургенев. И Шопен.
Киевский сигарный клуб проводит 26 сентября благотворительный вечер, посвященный 200-летию великого польского музыканта Фредерика Шопена (1810-49). Все средства, вырученные в ходе этого вечера, как сообщил Милан Паевич, президент Киевского сигарного клуба, пойдут на лечение детей с синдромом Дауна.
Может быть, именно благодаря Жорж Санд последнее десятилетие короткой жизни Шопена – это десятилетие потрясающей музыки, романтической и печальной. Он, как никто из тех, кто толпился у ее трона, понимал эту женщину – королеву, которая сама создала свое королевство, но которая желала только одного – сбежать от всей придуманной жизни в ту единственную реальность, где есть ее дои, ее дети, чтобы гулять с ними в парке, а вечером укладывать их спать. Было только одно из той, придуманной жизни, от чего Жорж Санд не могла уже отказаться, — сигары.
Они расстались – Жорж Санд и Шопен. В момент расставания она курила сигару. Чуть меньше года прожил Шопен после разрыва – муза ушла, ушла и музыка, жить было незачем.
Андрей Лоскутов