В сентябре в Дортмунде прошли Международные отраслевые мероприятия: конференция по рынку ЭСДН TJI Campus, выставка InterTabac и выставка поставщиков индустрии.
TJI Campus впервые прошел в Дортмунде в рамках сотрудничества Dortmund Messe Westfalenhallen и отраслевого журнала Tobacco Journal International. На конференции были подробно рассмотрены вопросы текущего регулирования рынка электронных систем доставки никотина (ЭСДН) в Европе и США. Более широко были представлены рынки Китая, России и Германии – презентации по ним включали изучение собственно рыночной ситуации и проблематики, картины розничной торговли и дистрибуции товаров ЭСДН, статистики рынка, госрегулирование и перспективы развития. От России также была представлена новая отраслевая ассоциация. Подробное видение мирового рынка ЭСДН было изложено в докладах Euromonitor International и консалтинговой компании EcigIntelligence.
Вторая часть конференции была посвящена технологическим аспектам продукции ЭСДН. Здесь особенно широкий интерес вызвала презентация основателя компании Flavoriqe Филиппа Херца о трендах в развитии вкусов электронных жидкостей.
Выставка InterTabac прошла с традиционным подъемом, в залах 4, 5, 6, 7 и 8 было весело, шумно и многолюдно. Организаторы сделали еще шаг в сторону большей специализации залов, 8-й был сконцентрирован на кальянах, табаках, угле и аксессуарах для них, а также на электронных кальянах, по-прежнему не теряющих своей популярности в Европе. 6-й зал стал еще больше сосредоточен на производителях девайсов ЭСДН и э-жидкостей. В 4-м и 7-м залах состав и даже расположение участников осталось вполне в рамках сложившихся традиций, новичкам туда попасть весьма не просто. В 5-м зале были установлены стенды небольших независимых производителей сигарет (например, Масис и Неман из СНГ), а также те поставщики сигар, трубок и ЭСДН, которым не хватило места в своих специальных залах.
Выставка InterSupply, расположившаяся в том же выставочном комплексе, но на другом этаже и чуть в отдалении, являла собой разительный контраст тишиной, солидным покоем и чистым воздухом. Хотя и здесь ближе к концу каждого рабочего дня начинали открывать бутылки с шампанским, собирать друзей и партнеров, продолжая деловое общение уже в менее формальной обстановке. Но никакой музыки, шоу-программ или иной легкомысленности здесь было не встретить. Даже «хостески» в зале 3В были все прилично одеты. Что касается участников InterSupply, то не похоже, что их стало больше, хотя состав немного изменился. Организаторы никак не прислушаются к мнению участников и гостей, что надо разнести по дням эти два мероприятия. Если для основной аудитории InterTabac – розничных торговцев Германии и континентальной Европы – уик-энд подходит идеально, то менеджеры крупных и небольших производственных компании предпочли бы в выходной отдыхать, а переговоры вести по рабочим дням. Дортмундские табачные выставки, безусловно, крупнейшее и лучшее отраслевое мероприятие в Европе, но звездная болезнь никого до добра не доводит. Мнение клиентов учитывать надо, пока они клиенты.
Ко всем традиционным проблемам этих дней в Дортмунде, вроде отсутствия мест в отелях в радиусе минимум часа езды, добавились еще и новые приметы времени: растущий бардак в общественном транспорте (теперь удивление вызывает уже не опоздавший, а пришедший по расписанию поезд «Дойче Бан») и радикальное падение качества сервиса такси. Картина уже и в Москве не обычная: и дорогу покажи, и денег заплати, но по-английски я не говорю и навигатором пользоваться не умею. Печальная и удручающая картина плавной деградации страны, славной своей точностью и аккуратностью в сервисе.
Зато с погодой в этот раз неожиданно повезло: вместо холода и дождя – вполне курортное солнце и плюс 25 градусов.
Максим Королев,
медиа-группа «Русский табак»