После двух вводных занятий (знакомства и практики), слушатели Сигарного университета перешли к теории. Первый блок – кубинский, его представляет мэтр Вилли Альверо. Со свойственной неспешностью, он начал лекцию с рассказа о том, что происходило на российском табачном рынке около 15 лет назад.
«Все сигары в России были контрафактными. 90 % рынка принадлежало кубинским сигарам и 99,99 – фальшивкам. Было очень трудно исправить эту ситуацию. Я пришел к выводу, что единственный способ защитить потребителя от контрафакта – знания, которые помогут отличать фальшивку от оригинала», — начал рассказывать Вилли Альверо.
«Надо сказать, что Вилли в тот момент возглавлял представительство Habanos в России», — пояснил Артур Шиляев, ректор Сигарного университета, вице-президент Российского сигарного союза.
Так Вилли Альверо начал проводить занятия, делясь своими знаниями с теми, кому это было необходимо. Мэтр отметил, что в тот момент группы были большими – два набора по 50 человек. Профессионалы: сомелье, таможенники, милиционеры и все те, кто имел непосредственное отношение к сигаре, — занимались в одно время, а любители – в другое. И практически весь курс был посвящен только контрафакту. Современный же университет выглядит совсем иначе: большая часть слушателей – любители, а программа значительно расширена.
Немного рассказав о недалеком прошлом, Вилли Альверо перенес слушателей еще на несколько сотен лет назад, а именно – в 1492 год, когда Христофор Колумб впервые увидел людй, куривших табачные листья, скрученные в форме сигары.
С собой Вилли Альверо принес копию архива, в котором есть запись из бортового журнала от 15 октября 1492 года, где Колумб писал: «… Мы нашли одного человека, который плавал на каноэ. С собой у него было немного хлеба и земли, тыква с водой и сушеные листья, которые, видимо, очень ценны, потому что точно такие же листья они подарили нам…». Это были листья табака.
Еще одна запись появилась в бортовом журнале спустя некоторое время, после того как спутники Христофора Колумба, Родриго де Херес и Луис де Торрес, сходили на разведку: «… Эти два христианина нашли по пути мужчин и женщин, всегда носивших с собой факелы, которые они постоянно держали во рту или нюхали, становясь как будто пьяными. Они говорят, что это дает им успокоение, они чувствуют себя намного лучше и повышается работоспособность».
Рассказал Вилли Альверо о культуре курения табака в различных племенах и о происхождении табака.
«Конечно, сигар сначала не было. Началось все с курения просто листьев, перевязанных веревкой, потом был придуман мундштук, после люди стали использовать в качестве покровника листья кукурузы. Проходя все этапы, постепенно пришли к сигарам, увидев, что это красивее, лучше и удобнее», — рассказал Вилли Альверо.
«Трубка курится также как и сигара? Я когда-то на даче находила дедушкину деревянную трубку и табак, кажется, он назывался «Ява». Интересно, как курят трубку?», — спросила Евгения Макрищева.
«Я курил трубку не затягиваясь, потому что очень крепкий табак, наверное, он даже крепче сигарного. Но я не знаю, может быть, есть такие люди, которые затягиваются трубочным табаком. Возможно, табаком «Ява» и можно было затягиваться», — ответил Вилли Альверо.
Говоря о трубках и трубочном табаке, Вилли Альверо отметил, что у слушателей будет возможность познакомиться с этим направлением немного позже. Этой теме посвящена одна из лекций в Сигарном университете. Добавив также, что люди, которые курят трубку, больше интроверты, а любители сигар, — экстраверты – это утверждал Зигмун Фрейд. Но об этом позже…
Рассказал Вилли Альверо и о происхождении самого слова сигара. Как выяснилось, испанцы узнали от индейцев, что табак лучше всего растет на сухих землях. Испанцы обнаружили такую территорию недалеко от Мадрида, где местные жители называли свои жилища cigarrales – по названию насекомых – цикады (cigarra). Испанским производителям показалось, что сигара, имевшая вытянутую форму и сужавшаяся с двух концов, по форме и цвету похожа на тело цикад. С того самого момента слово «сигара» стало известно и распространено во всем мире, кроме двух стран, где для обозначения сигар используются собственные слова: на Кубе – tаbaco, в Португалии – cheroot.
Вся лекция Вилли Альверо была посвящена развитию и распространению табака не только на Кубе и в Испании, но и по всему миру. В странах Европы сигара стала популярной благодаря Наполеону. Позже мода на курение сигар распространилась по всему миру. Курили все известные люди, в том числе и цари. Многие историки говорят о том, что даже Екатерина Великая курила сигары. По одной из версий, именно она изобрела сигарный бант.
«Я не знаю, так это или нет. Но у нас в Мадриде есть музей, в котором представлены первые сигарные банты. Они шелковые. Есть даже с жемчугом – очень красивые. Думаю, что это женщина придумала, потому что мужчина этого бы не сделал», — сказал Вилли Альверо.
Свою вторую лекцию Вилли Альверо также посвятил истории. Познакомил мэтр слушателей и с термином терруар (terroir) – совокупность почвенно-климатических факторов и особенных характеристик местности, определяющих тип и особенности вина, кофе, чая и табака. Французы часто используют термин «вкус терруара» для описания оттенков в вине, которые, обеспечивает почва. Елена, одна из слушательниц, работающая в ресторанном бизнесе, задавала много вопросов о вине, на примере происхождения которого Вилли Альверо рассказывал о табаке и табаководах, а также их роли в процессе выращивания.
На этом же занятии присутствовал Павел Королев, представитель Костромского сигарного клуба. Он приехал в Москву по делам своего бизнеса и, узнав, что в Сигарном университете начался новый триместр, решил присоединиться.
Оксана Кривецкова