Испанский врач, завотделением челюстно-лицевой хирургии больницы Infanta Cristina, д-р Монхе провел исследование и убежден, что у Зигмунда Фрейда была карцинома правого неба, впоследствии перекинувшаяся на верхнюю челюсть. Монхе утверждает, что в 62 года у Фрейда появилась предзлокачественная лейкоплакия, вызванная его пристрастием к курению сигар. К 67 годам болезнь начала доставлять ему неприятности, после длительных консультаций врачи диагностировали у Фрейда карциному чешуйчатых клеток – рак. Фрейд трижды подвергался лучевой терапии и 33 раза был прооперирован.
16 лет болезни доконали Фрейда, — пишет др. Монхе. — Когда рак достиг конечной стадии, и он был физически истощен, то обратился к своему другу Шуру. Тот выполнил обещание, данное Фрейду несколько лет назад: помочь ему покончить с жизнью, когда он не сможет больше терпеть. Менее чем через сутки Шур достал 400 мг морфия, от инъекции которого Фрейд скончался 23 сентября 1939 года. Он умер на руках дочери Анны – она поначалу была против самоубийства, но, видя страдания отца, согласилась. Если бы Фрейд жил в наше время, такое онкологическое заболевание, вероятно, можно было бы вылечить стандартными методами челюстно-лицевой хирургии, уверяет Монхе.
Есть и вторая версия «от чего». Ее называл сам др. Фрейд: моя болезнь – результат полового влечения к дочери Анне. Существует анекдот на эту тему, обыгрывающий знаменитую фразу Фрейда: иногда сигара – это всего лишь сигара.
Анна приходит к отцу: «Папа, мне сегодня приснился сон, будто ты и дядя Юнг показываете мне банан. Твой банан такой большой, красивый, а банан дяди Юнга – маленький, сморщенный. Чтобы это значило?». «Знаешь, доченька, иногда банан – это просто банан… Но, на всякий случай, ты не рассказывай этот сон маме».
Есть и третья версия – политическая. Д-р Фрейд дважды за свою жизнь терял родину. Сначала исчезла Австро-Венгрия, где он родился (распад закончился Первой мировой). В 30-е годы, с приходом к власти фашистов, он стал терять и Германию – Фрейд был евреем. Всемирно известного доктора приглашали многие страны, но Фрейд категорически отказывался уезжать. Когда же ситуация оказалась настолько опасной, что угрожала жизни, он согласился на отъезд, правда, уже пришлось платить правительству Германии выкуп (евреи могли покинуть Германию, заплатив государству компенсацию). Распад третьего рейха также окончился войной – Второй мировой. Но до нее отец психоанализа уже не дожил.
Андрей Лоскутов,
президент Российского сигарного союза