Игорь Пузырев, Мурманск: Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день самая большая ценность, которая у нас есть, — информация. Владеешь информацией – имеешь практически все. Здесь вступает в силу такой момент – люди практически не информированы об этих законах, о вереде курения, о пользе курения – просо есть постулат «курить вредно» — все. Нет никакого фактического определения, подтверждающего, что стопроцентно курение сводит в гроб.
Когда этот закон в России вступил в силу (1 июня 2014), я столкнулся с такой проблемой – все специализированные магазины закрыли витрины, спрятав табачную продукцию от глаз покупателей. До этого шесть месяцев мы собирали подписи к «Петиции миллион». Собрали около 1000 подписей – довольно вяло народ подписывал. 1 июня, когда занавески опустились, люди непонимающе спрашивали о том, что случилось. Объясняли, что вступил в силу закон, в результате чего мы за один месяц собрали подписей больше, чем за полгода. Люди увидели, до них дошло, что закон против их интересов. Сработал эффект малой информированности, то есть никто до этого не обращал внимания на то, что им говорили. Это же не скрывалось и закон был опубликован, но никто не внимал приходящим сообщениям. Когда же дело коснулось непосредственно каждого курильщика, сразу проснулась активность.
В этой связи я хочу сказать, что нам надо информировать людей, но не о вреде или пользе курения, мы должны говорить о том, что если они пришли в табачный магазин, значит, они сделали свой выбор, и они имеют право на этот выбор. А дальше уже мы должны рассказывать о том, почему нас гнобят, почему нас дискриминируют, кому это выгодно. Читаю сообщения в интернете, что хотят запретить снюс – ну, это же маразм. Боремся с курением, чтобы не мешать никому дымом, и вдруг запрещаем сосательный табак. Мы можем посмотреть на Норвегию и Швецию – самые здоровые страны по потреблению табака, но только они его не курят, а сосут. Потребляя точно также никотин. Кому это надо? Кому нужны эти запреты.
Давайте доносить до людей, что есть какое-то лобби, что такое количество стран подписали эту конвенцию, что говорит о том, что это массированное наступление на права курильщиков. Не на курение, а именно на курильщиков. Видно, что это спланированная акция, что за этим стоят определенные силы, определенные финансы. Нам нужны вскрывать тех, кто борется против нас. Те законы, которые принимаются, они принимаются под чьим-то влиянием, кто-то за всем этим стоит. С нами воюют совершенно не интеллигентно, конечно, это не значит, что нам надо идти против наших противников с оружием, а нам надо показывать, кто они, раскрывать их личности и демонстрировать, какую цель они преследуют.
Я был в шоке, когда узнал, что в Европе электронные сигареты планируется отдать под юрисдикцию фармацевтов. Курить вредно, но оказывается, электронные сигареты можно будет купить через аптеки. Эта информация проходит вскользь, и мы не обращаем на нее внимания. А потом массированная реклама разных антиникотиновых пластырей и жвачек. Конечно, у нас руки связаны, мы не можем через массмедиа заявлять о себе, но я могу сказать, что на уровне своих магазинов я это делаю. Специально натаскиваю продавцов, как себя вести с покупателями.