Врата рая
Эти знаменитые двери Гиберти на Баптистерии с сюжетами из Ветхого Завета, названные с легкой руки Микеланджело «Вратами рая», давно манят специалистов с отмычками. Говорят, пока никому не удалось подобрать нужных ключей.
Эти двери я увез с собой. Они должны быть всегда рядом, а то вдруг добежать не успеешь.
Мост Понте Веккьо
Самый фотографируемый мост в Европе и самый древний во Флоренции.
Семь веков все его ювелирные магазинчики рискуют оказаться на дне Арно
Оспедале дельи Инноченти (Воспитательный дом)
Гуманизм Возрождения был не только на устах у философов и на картинах художников. Флорентийская республика позаботилась о детях-подкидышах. Архитектурное начало Возрождения, Оспедале, было первым ренессансным зданием и первым в Европе приютом для сирот. Основанное как дань памяти невинным младенцам, уничтоженным по велению царя Ирода, было открыто в 1444. Часть дома используется как воспитательный дом и по сей день. Здание примечательно простотой и изяществом – в чем заслуга не только архитектора, смелого новатора Брунеллески, но и оформителя: на серо-желтом камне выделяются круглые бело-голубые медальоны – детишки из терракоты.
Это вращающийся каменный цилиндр с поворотными ячейками для подкидышей. После анонимного звоночка в колокольчик служитель обнаруживал очередного младенца. Новорожденные продолжали извлекаться из ячеек до 1875 года, в периоды, когда в городе свирепствовал голод, их численность достигала 900.
Санта-Кроче – пантеон Италии
Там, направо от входа, гробница Микеланджело. Дальше гробница Альфьери работы Кановы: я сразу узнал величественную фигуру Италии. Затем увидел гробницу Макиавелли, а против Микеланджело покоится Галилей. Какие люди! И вся Тоскана могла бы присоединить к ним – к Данте, Боккаччо, Петрарке. Какое необыкновенное собрание! Волнение мое было так велико, что граничило с благоговением. Религиозный сумрак этой церкви, ее простая деревянная крыша, ее незаконченный фасад — все это так много говорит моей душе. Ах, если бы я мог забыть!.. Я был уже охвачен некоей восторженностью при мысли, что нахожусь во Флоренции, в соседстве с великими людьми, чьи гробницы только что увидел. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, можно сказать, осязал ее. Я достиг уже той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, то, что в Берлине называют нервным приступом: жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть (Из Стендаль. «Рим, Неаполь и Флоренция»).
Пол покрывают более 270 надгробий, по стенам висят мемориальные доски с именами выдающихся людей, в капеллах скульптурные памятники и кенотафы. По традиции здесь хоронили только мужчин. И снова – это не только усыпальница великих, но и собрание шедевров: мастеров фрески и ваятелей. Каково же было моё удивление, когда на одной из плит я обнаружил имя схожее с Михаилом Агинским, тем самым поляко-белоруссом, который нам известен своим полонезом. И хотя гид начисто отвергал мои неуместные предположения (уж слишком мала фигура композитора для элитного мавзолея), по приезду я всё же нашел информацию, подтверждающую этот неожиданный факт.
О нем было сказано: «Tantonomininullumparelogium»… «Имя его выше всех похвал».
Галерея академии – первая школа искусств
Галерея академии – академия изящных искусств – первая европейская школа для обучения техники рисунка и скульптуры (1563). Сюда перенесены шедевры тосканских художников и ваятелей, по которым учатся студенты. Стоящий тут оригинал Давида, наверное, самое дорогое в мире наглядное учебное пособие. Каков пример отношения к обучению!
Меркато Чентрале (рынок)
кипящее и гудящее двухэтажное строение с рыбой, мясом, сырами внизу, а наверху – овощами, фруктами и осенью грибами.
Андрей Зубенко,
Калуга – Флоренция