Прихожу в офис, где физически давно не был, говорят: лежит вам посылка. А это книга, от автора, с которым я никогда не встречался. С автографом — добрыми словами и пожеланиями, причем автор явно понятия не имел, что я иногда и книжные рецензии пишу, откуда ему знать, этот наш сайт хотя и не закрытый, но сильно «для своих». Он просто читал мои книги и вот прислал свою.
Называется «Балкания», автора зовут Александр Ермак (это псевдоним). И тут я ее открываю, начинаю читать и довольно быстро вижу, что случай особый. О чем, собственно, говорит и маленький тираж, в общем – тут почти самиздат.
Вы знаете, сколько людей сейчас пишет и отличные, и жуткие книги, которые издают по сути за своей счет или уходят в маленькие издательства? И там, «за рамками», идет настоящая и интересная жизнь. Сам недавно с такой ситуацией сталкивался. Тут явно такой же случай.
Вообще-то об этом надо писать, потому что наш издательский бизнес заблудился и задергался между неуправляемым распадом рынка (вымирают люди, способные хоть что-то прочитать) и политикой. Политика – это когда раньше ключевые издатели и мириады их работников были как бы ближе к глобалистам, почти иноагентам… в общем, тяготели к определенной идеологии. А после февраля 2022 года в той тусовке начались дикие истерики, деньги как волны в унитазе начали плескаться туда-сюда. И подозреваю я, что наша «Балкания» в эту мелкую бурю прямо или косвенно попала, почему – об этом ниже. То есть я понимаю, почему она не вышла в каком-то из наших издательств-гигантов.
После сказанного мне остается внятно написать – хорошая ли это книга. И вот тут меня Александр Ермак рывком вернул к ключевой моей же идее: критик – не судья. Он помощник читателя, проводник-гид, он объясняет, что это за книга. А дальше – то, что для одного плохо, для другого в самый кайф. Главное – заранее знать, что открываешь.
Кто автор: а у него есть свой сайт. По которому видно, что скорее драматург, пишет давно и с удовольствием, но в стандартные обоймы живых титанов призовой литературы не попадал, потому что… опять же, смотри ниже. Да, пока не забыл: на этом сайте, неожиданным образом – страничка с самым полным набором садистских стихов («маленький мальчик на дерево влез»), который я видел. И это отлично. Хобби у Александра такое. К «Балкании» отношения не имеет.
Вы уже наверняка поняли, что если я об этой книге как таковой разговор так и не завел, а хожу кругами, то здесь что-то… нестандартное. И вот что я придумал: надо признаться, что я ее читать начал – но дошел ровно до половины и уже встал, художественно выражаясь, на рога.
А раз так, то почему не предпринять первый в истории мировой литкритики эксперимент. Сегодня я пишу о том, какие возникают мысли от первой половины этой необычной книги. А через неделю, когда ее дочитаю – как эти мои мысли разрешились.
А что, ведь не запрещено, да? Как с дегустацией вина: сначала цвет, аромат, потом только первый глоток — и дальше послевкусие.
Итак, Балкания. Это такая страна, где подонки-глобалисты ставят над сербами эксперимент, ровно тот, что годами учиняли над людьми демократы в США и не только там. И вы знаете, о ком речь – это которые, в виде разминки, боролись с курением и проверяли: а можно ли враньем и психологическим давлением зазомбировать весь мир. А дальше зомбировать начали по всем поводам, пошло, пошло – и тут появился Трамп, и все завертелось.
Эксперимент над балканцами – он идет по полной программе, с пидорасами, кокаином, переименованием улиц в проспект Новой Демократии и прочим. А вот и стержень сюжета: эта команда решила поменять сербам еще и религию. Все правильно, если меняешь весь стиль поведения, все ценности людей и народов, то религия — твой враг и конкурент. Что мы и наблюдали в последнее время и в США, и в Европе: борются с церквями.
А раз так, то плохие люди нанимают продажного журналиста –итальяно-бельгийца Стефана — чтобы он переписал и осовременил Библию. А дальше археологи находят «настоящую Библию», и т.д.
При этом журналист – человек не потерянный, был военкором (Афганистан, Ирак), поэтому чувствует себя нормально в центре шпионского боевика. Да, «Балкания» — именно боевик, со слежкой, выстрелами и прочим.
Но вот тут у меня и начались, на половине книге, всякие мысли. Дело в том, что Ермак написал едкую и колючую политическую сатиру, сильно напоминающую наши споры о традиционных ценностях и коде российской цивилизации. Мысли же мои были примерно такие: ну, хорошо, мы даже знаем, что Балкания есть. Это явно Босния, американский протекторат. Хотя не она одна под ударом, как мы знаем.
Но нельзя же так, мучительно морщился я. Нельзя в лоб, из газеты – в куплеты. Хотя… а почему нельзя? А как вам чуть не весь Гайдар, мною горячо любимый? А «Три толстяка» — это не то же ли самое? В основе – «красная» сказка. Можно же!
Далее, как раз на середине текста «Балкании» идет длинное, страницами, цитирование Библии (раз уж ее переписывают). С абсолютно правильными комментариями переписчика. И снова то же неловкое чувство: ну, нельзя же так… Но опять – а почему нельзя? Мало, что ли, в мире романов о смысле религии, вот хоть у Переса Реверте… да и у Булгакова…
Дальше возникает мысль: а ведь это книга для детей. Ну, то есть подростков. Смотри выше – Гайдар, Олеша и еще многие. Да хоть поздний Лукъяненко, с его, допустим, «Форсайтом». И что, это плохо – писать для подростков? Запрещено?
Но заметим: для взрослого, человека с окаменевшими мозгами, равно неприятно и когда кто-то строит в книге мир, противный его либеральным или противоположным убеждениям, и – и когда этот мир слишком очевидно им соответствует. И такой человек думает: да не надо меня воспитывать, я как бы и без того… Нам, взрослым, чего бы потоньше, с оттенками, не в лоб.
Но Гайдар с Олешей хотя и выдавали свою очень «красную» сказку, они еще были волшебниками слова. И запоминаются их сказки ритмом и интонацией – у Гайдара, неожиданными образами у Олеши (девочка со странным именем Суок – если кто не знает, то была фамилия реальной женщины, даже трех женщин-сестер, особенно Серафимы Густавовны Суок). А вот здесь, в «Балкании»…
А вот здесь мы ждем окончания рецензии через неделю. Пока что была бабочка, которая перепархивала с ее обнаженного плеча на его обнаженное плечо – это такое воспоминание, которое нашего итальянца держит по эту сторону человеческого. А еще… Нет, все же эту книгу надо дочитать и только тогда все про нее сказать.