Битва патриотизмов: разгневанные и спокойные

Записки афисионадо
Дальше, в трех частях (по русскому обычаю и по привычке) я буду публиковать не то чтобы текст, но изложение своего выступления на Валдайском табачном фестивале, только что завершившемся. Отталкивается моя мысль от недавней встречи с умным индийцем (а они все там умные). Я начал ему рассказывать, что самое интересное внутри России, принесенное нынешней военной эпохой – это то, что происходит вокруг так называемых разгневанных патриотов. Они же турбо-, или ура-патриоты (словами президента).

И тут индиец задал мне вопрос на стопятьсот миллионов долларов: а их сколько? И сколько не разгневанных?

Они-то сами нам пытаются сказать, что с ними — большинство народа, если не все вообще. То есть пытаются приватизировать и монополизировать патриотизм. Но мы же видим, что это не так, видим простым глазом.

У нас случай уникального исторического везения – консолидированное общество, с цифрой в 80%, плюс-минус 5%. Именно столько населения поддерживают СВО и выражают доверие президенту, так и голосовали за него. Ни в одной стране Запада такого нет. Но кто скажет, что все 80% и есть те самые, которые «турбо»? Ясно же, что перед нами какая-то особая группа людей, которые видят, вот прямо с весны 2022-го, нормальное и патриотическое общество – а все равно почему-то не счастливы этим и хотят чего-то еще.

Социология по части их численности молчит. Что и понятно, ведь чтобы сказать, сколько их – 10% или 15% — надо сначала точно определить, чем разгневанный патриот отличается от спокойного. Чтобы не сказать обидного слова – от нормального патриота. От такого, который и не знает, что говорит прозой, для которого Родина – как вода для рыбы (зачем эту воду обсуждать?), и так далее.

То есть нам надо по пунктам сформулировать идеологию разгневанных. Сделать то, что они сами пока сделать не могут, потому что их идеология только формируется из хаоса и споров, причем по большей части споров между своими. Мы видим перекличку блогов, объединение таких людей на одной теледискуссионной площадке, заседания клубов – везде гоняют туда-сюда одни и те же идеи, но в целом там пока хаос.

А хаос означает, что люди с того края нашей политической жизни могут – пока что — соглашаться с одними тезисами, спорить по поводу других… Ну, давайте попробуем сами с этими тезисами разобраться, а они пусть не обижаются, что мы тут идем на обгон и за них формулируем их манифест и символ веры.

Первое: у них другая война. Мы тут, в телевизоре, дискутируем про перезагрузку всего мира, про противостояние со всем Западом, про конец пятисотлетней эпохи… А у разгневанных взгляд более сфокусированный, мягко говоря. Для них война — повод для революции в России. А окружающий мир – это сложно и им не так интересно.

Что имеется в виду: мгновенно, прямо с февраля 22-го, возникший в тех кругах лозунг радикальной смены элит. Всех. Политической, экономической, культурной. «А иначе не победим».

Смена всех элит в разгар войны – это сильно. Это, вообще-то, революция. Последствия легко предположить — развал экономики, хаос в госуправлении и обнуление культуры. А как вам травля министерства обороны в разгар войны? Но предшественники обсуждаемых нами персонажей так делали постоянно. 1905, 1914 – они выдвигали лозунг поражения своего правительства со сменой такового.

Есть и другие аналогии. Я рыл по поиску термин «разгневанные патриоты» и обнаружил, что родился он в 1914 году в Германии. Нет в этом мире ничего нового. Кайзер-тряпка, необходимость диктатуры и мобилизации всего народа на победу, и прочее – все уже было.

Второе – тот самый любимый тезис разгневанных: мобилизация всего народа. «А иначе не победим». Но что это конкретно значит? И тут мы видим судороги. Наш в деревне спаситель тракторист дядя Вася как-то по-другому будет убирать снег — во френче?

Ответы на этот вопрос наши разгневанные дают, тем не менее. Получается самоограничение во всем мыслимом, несогласным говорят: «как вы можете, в такое-то время». Салюты и праздники, как и форма одежды на них – постоянная тема ругани. И вот мы сталкиваемся с бешеными спорами – устраивать ли салют на Новый год. Хорошо, если нет, то объясните, почему. Разгневанные закатывают глаза: там же наши ребята на фронте. Какой салют? Правильный ответ им: а вот такой.

Далее, видный китаист Николай Вавилов недавно в радиоэфире между делом пробросил идею: ездить на роскошные курорты в военное время неэтично. А на нероскошные можно? Вообще ездить за рубеж?

Известная «голая вечеринка» стала апофигеем темы мобилизации всего народа. Допустим, что тут подключились еще и наш ИГИЛ – православные радикалы, ненавидящие всякий секс и прочий разврат. Но конкретно почему в военное время нельзя старым жирным клоунам скакать полуголыми? Объясните внятно. В ответ закатывают глаза: если вы этого не понимаете, то о чем с вами говорить?

Давайте поможем нашим собеседникам и слова такие найдем. Понятно, что мобилизация – в чем бы она ни выражалась – это попытка морально задавить не какую-то кучку оппонентов, а вообще всех: это понятно. Но в данном случае тут присутствует главный и сильный тезис – как же это так, пока одни воюют и даже умирают, другие живут как всегда. Как будто нет никакой войны.

Здесь разгневанные опираются на мысли части фронтовиков, которые этого искренне могут не понимать. Но вообще-то все это похоже на любимую ловушку революционной интеллигенции 19-го века: как вы можете жить в тепле и достатке, если в селе Степанчикове крестьяне голодают? Ловушка – если ей поддаваться – безразмерная. Как вы можете курить сигары, если в Африке голодают негры – все ведь дети галактики? Курите махорку… И не спрашивайте, чем это конкретно поможет неграм.

Ответ получше на эти попытки устыдить и морально вас задавить – он есть. В частности, такой: тут нужно знать особенности человеческой, в том числе массовой, психики, причем именно в военное время. Об этом – в следующем материале.

И еще: кто-то может подумать, что моя задача – морально уничтожить разгневанных патриотов. На самом деле задача эта ровно противоположная. Чтобы это увидеть, дождитесь третьего и заключительного материала. А через неделю – только второй.

Оцените статью