«Человек наоборот» и его кадеты

Записки афисионадо
Ник Перумов выпустил, наконец-то, третий и, возможно, последний (но – кто знает?) том своих «Александровских кадетов». И это, бесспорно, событие в нашей литературе, хотя бы потому, что автор как-то раз – в 2004 году – был признан коллегами лучшим фантастом Европы. То есть что бы он ни написал…

Но написал он грандиозную и монархическую, великолепно белую, безумно красивую альтернативную историю России, в которой в 1914-м году все еще правит Александр Третий, и ужасы большевизма никоим образом не неизбежны.

Это – политика, это типичный случай хорошего фэнтези, и это литература, с ее слабостью и величием. Более того, перед нами книги для детей. Что делает мою задачу – задачу внятно хоть что-то сказать об этой трилогии – почти невозможной, уж очень тут много всего.

Вообще-то когда говоришь о литературе, то политику лучше отсекать. Но тогда сразу, на старте, отсечется какая-то важная часть читающей российской публики, которая до сих пор считает, что литература – это продолжение политики другими средствами. Поэтому первым делом позицией автора интересоваться будет. Так что сразу скажем, что Перумов не просто патриот, а (лично для меня) образцовый патриот. Живет в США с наездами домой с 1998 года, поддерживает свою (нашу) страну, заявляет, что если ты сбежал из нее в дни войны, то не имеешь морального права высказываться на темы Украины и всего прочего.

Но, как мы недавно говорили в лекциях по поводу патриотизма, патриотов у нас два вида, разгневанных и спокойных, соответственно – красных и условно белых. И в литературе это очень даже заметно. Безмерно почитаемый мною Захар Прилепин, которого я после выхода «Обители» назвал одним из двух лучших писателей России – он красный. Да такой красный, что даже смешно. Человек влюблен в эстетику СССР, верит в ее искренность даже в эпоху, когда искренность та умерла после долгой агонии.

А Перумов – белый. Тут пора сказать, о чем «Александровские кадеты». О соответствующем кадетском училище, конечно – с грандиозными и любовно собранными архивными деталями. И, среди прочего, о том, как эти мальчики с винтовками грамотно раздавили большевистский бунт, спасли из заключения старого льва – императора Александра. Который по ходу дела рявкает на сына Николая, и это не все. Один из героев в той же операции как бы походя пристрелил известного (в книге – безымянного, просто пробегающего по улице) рыжего персонажа с бородкой и в кепке – оказывается, можно было, и как просто — а потом…

Будет вам и потом, потому что мальчики путешествуют во времени (автор все-таки фантаст со стажем). Но пока все же о политике: надеюсь, вы не думали, что у нас сегодня левые и просоветские убеждения стали обязательными? И что нельзя быть белым и монархистом?

То есть это гипер-патриоты с их симпатиями к советскому проекту так считают. Но оглянитесь по сторонам – эта разновидность патриотов, к счастью, так и осталась экзотической, хотя довольно шумной частью нашего (да, нашего) пейзажа.

Перумов вписывает в книгу и своих предков, воевавших в Добровольческой, одного сажает с винтовкой на крышу… Так вот, литература – это про человеческие чувства. И тут у нас, возможно, самая прекрасная книга Перумова потому, что она – о важном для него, она дышит чувствами к России, которая в реальности не состоялась, но которая осталась все равно прежней, которая… В общем, эта трилогия – кислород для одних читателей и будит бессильную ненависть других.

Но дальше: это детская книга, четко вписанная в традицию подростковых романов рубежа прошлого и позапрошлого веков. Еще в этой традиции давно сидит прекрасный автор Сергей Лукъяненко – вы не знали, что он сейчас прежде всего подростковый писатель? И тянется эта традиция от Жюль Верна к Аркадию Гайдару и… В общем, это про мальчиков и девочек, входящих в бурный и опасный взрослый мир и делающих его лучше.

И это очень хорошо, если вы готовы такое воспринимать и в зрелом возрасте. Постоянные подростковые диалоги и прочие разговоры, пусть и с любовно зафиксированной фразеологией эпохи, и не одной, а минимум трех (я сказал, что герои путешествуют в альтернативную – и сильно советскую – реальность, с целью ее изменить?)… Но тут уж автору виднее. А я вас предупредил.

Теперь о том, откуда и что берется. И я вовсе не только о семейных традициях рода Перумовых. Если вы прочитали столько Перумова, сколько и я, вы подметите одну особенность его характера. Это «человек наоборот». Он терпеть не может, когда по какому-то вопросу выстраивается как бы общепринятое мнение. Он таковому немедленно бросает вызов, и тут выясняется, что мнение то было не таким уж общепринятым, просто надо было поднять флаг – и эффект налицо.

Так было с первыми книгами Перумова, где он пересоздал толкиеновское Средиземье, но сделал это с полным сочувствием к оркам – то есть просто посмотрел на ситуацию с противоположной стороны. В результате какие-то нездоровые толкиенисты автора попытались побить.

Еще интереснее две блестящие книги – «Череп на рукаве» и «Череп в облаках». Череп – это из нацисткой символики, выкрученной наоборот, и тут лучшая часть этих двух книг, а чем занимаются герои (биологической угрозой) – это уже вторично. За это автора не били, но в США отказались снимать кино, если автор не заменит череп чем-то еще. Он не заменил.

Да и любимый, проходной и неизбежный герой буквально десятков перумовских книг – он ведь некромант. Который отродясь считался чуть не нечистью. И именно поэтому у нашего «человека наоборот» некромант Фесс – герой из героев.

И последнее: любители ли вы фэнтези так, как люблю его я? А я к этой штуке отношусь с большими сомнениями. Виной – любовь авторов штамповать книгу за книгой, снова и снова возвращая читателя в свои вселенные. Скучно, девочки. И наводит на мысли о снижении качества литературы. Ну, хорошо, три тома – но не тридцать же. Вот представьте, что после «Мастера и Маргариты» фантаст Булгаков написал бы продолжение, потом приквел («Юность Воланда»), потом еще книг этак десять. Но – фантасты, и прежде всего замечательный Перумов, тут со мной никогда не согласятся.

Оцените статью