Я в Турции. Вы будете удивлены, но с сигарами здесь не просто. Казалось бы, почти Европа, государство-член НАТО, туристический центр. Я полагала, сигары обнаружу быстро. Не тут-то было.
Вернее, сигары присутствовали, но большей частью — серые. В том смысле, что не совсем легальные.
Встречались и вообще анекдотические: с желто-черным бантом Cohiba, но с некоибовским именем. Такое ощущение, что большая часть встреченных мною сигар сделана где-то здесь, в самой Турции. А что? Табак в Турции растет, турки народ работящий — могут овощи-фрукты выращивать, могут высоченные здания строить, могут ювелирку делать. Почему же не скрутить сигары?
Табак в Турции известен давно. Он уже в XVI веке продавался. Правда, сначала в аптеках как лекарственное средство. В 1633 году был запрещен указом Мурада IV. Тогда, в первой половине XVII века, антитабачные запреты прокатились по всему миру — волна пошла из Англии в 1600 году и закончилась в 1649-м в России (указ Алексея Михайловича, впоследствии отмененный сыном — Петром Первым). В Турции, так же как и в России, антитабачный закон отменил сын наследница, едва вступив на престол.
Кстати, здесь я впервые увидела табачную клизму. В XVIII-ХIХ веках ее активно прописывали тем, кто тонул: в задний проход утопленнику через трубочку вводился табачный дым. И не думайте, что это было только в дикой Турции. Процедура использовалась в Голландии, Великобритании. В Лондоне, например, общество — типа нашего «Спасения на водах» — установило на берегах вдоль Темзы спаскомплекты — спасательные круги и приспособление для табачной реанимации. Сначала надо было вытащить утопшего, а потом вдуть. В английском языке с тех пор осталась фраза Blow smokes up one’s ass. На русский ее можно перевести примерно так: «Я бы вдул». Спросите, помогало ли? Некоторым да, иначе бы не делали: дым провоцировал активность кишечника, и человек оживал.
Сегодняшние власти Турции обложили табак высоченным налогом — 65 процентов. Но не это основная причина того, что сигара столь незаметна в турецкой жизни. Турция — территория монопольной торговли гаванами фирмы, которая находится на Кипре. После турецкого вторжения на Кипр (операция «Атилла» 1974 года, закончившаяся фактическим разделом Кипра на турецкую и греческую зоны) говорить о какой-то работе кипрской фирмы на территории Турции невозможно. Время от времени предпринимались попытки наладить сигарную жизни Турции, но все они оказались неудачными. Самая известная из них — открытие в 1998 году турецкого Casa del Habano. Открыли с помпой. И тихо вскоре закрыли. Оказалось, что по турецким таможенным правилам минимальная партия одного импортного табачного товара — 100 кг. То есть один моно-кейс — 100 кг: сто кэгэ Partagas, сто кэгэ Ramon Allones, сто кэгэ Trinidad. Если принять вес сигары граммов за тридцать, то получится, что каждой марки нужно было ввезти не менее 100 коробок.
Наверное, именно этим объясняется скудный сигарный выбор в лаунже отеля Кемпински-Стамбул. Как вы знаете, мировая сеть Кемпински лояльна к сигарам. Практически в каждом Кемпински — даже в странах с жесточайшими антитабачными запретами — есть условия для комфортного курения сигар. Стамбульский Кемпински — не исключение. Я приехала сюда в будний вечер. Меня встретили и проводили в лаунж. Я попросила показать хьюмидор. «Вон он», — сказала мне сопровождающая. «Где?» — переспросила я, так как к той стороне, куда мне указали, ничего не было. «Да вот же он, на полу»… На полу действительно стоял маленьких хьюмидорчик. В нем я насчитала видов пять гаван.
Я присела в лаунже и выкурила свою сигару. Вид отсюда открывается изумительный — на Босфор. Отель расположен в настоящем султанском дворце. Да и само его имя — Çırağan Palace Kempinski Istanbul — звучит очень по-сигарному, согласитесь.
Ольга Михайлова,
специально для Сигарного портала