Наш Забивака-Мундиаль. Часть 2. Сталинград

Ремарки
По просьбе ряда товарищей продолжаю путевые заметки про наш ЧМ. Сразу же p.s. к части первой, той, что про поезд. Сергей Фатеев задал вопрос: катался ли я на поездах в Бразилии, и как там с этим? Отвечаю. Там развивающаяся страна третьего мира, а мы страна-лидер второго мира
По просьбе ряда товарищей продолжаю путевые заметки про наш ЧМ.
  Сразу же p.s. к части первой, той, что про поезд. Сергей Фатеев задал вопрос: катался ли я на поездах в Бразилии, и как там с этим? Отвечаю. Там развивающаяся страна третьего мира, а мы страна-лидер второго мира. И должны вести себя как лидеры. Во всем. Особенно в ночных поездах – нашем естественном конкурентном преимуществе! Мы же хотим с этой услугой выйти на рынок стран ЕС. Как минимум.
  Итак, сам Царицын-Сталинград-Волгоград.
  Все оказалось очень и очень круто. Даже сверх-круто. От Волгограда все, с кем я там поговорил, заходятся в восторгах. Прекрасный величественный город с широкими зелёными проспектами и бульварами, со Сталинскими крепкими и достойными человека труда зданиями, с обновлёнными повсеместно дорогами, с армией услужливых молодых волонтёров в синих футболках, с бессмертной аурой величайшей битвы, с потрясающими видами на величайшую реку Европы – Волгу-матушку, с обалденным строгим и ажурным стадионом на высоком её берегу, с видным отовсюду Мамаевым курганом, а главное – с неповторимо дружественной атмосферой между фанатами и гостями праздника.
  Возникало неотвязное ощущение, что в таком месте просто невозможно дешевое хулиганство. Город не позволил бы. Двадцатидвухметровый меч Родины-матери делал пакостное поведение недопустимым, невозможным. Это понимание проникало в сознательное и бессознательное. Спасибо, Сталинград!
  Ну ладно, лишь одно маленькое «Но», да и то вполне органичное. Целлулоидную европейскую и магрибскую публику проверяла на выносливость… Мошка. Мошка заедала! Неожиданная засада, никто не предупреждал до прилёта! «Мошка встала на крыло», по образному выражению главы Волгоградского сигарного клуба Андрея Юматова, бывшего летчика. Да, МошкА спустилась на город, и, особенно на приволжский красавку-стадион, и поджирала болельщицкую плоть, выгрызая кусочки тушки. Я был с группой товарищей по географической первой университетской молодости, людьми стойкими по определению. Но и к нам пришла поддержка: Андрей Юматов передал баллончик спрея от насекомых. Впрочем, мы пошли более действенным проверенным путём, пользуясь спреем внутренним, ответственно и умерено заправляясь качественными спиртными напитками. Надо делиться, сказал Александр Лифшиц в 90-е. Вот мы и пытались делиться спиртами с мошкОй. Она летала вокруг, набиваясь в рот и уши, но кусала достойно проспиртованных изнутри путешественников все-таки деликатно.
  До матча мы успели пройтись по историческому центру: красавец-вокзал, воссозданный Фонтан Бармалей перед вокзалом и перед Мельницей – две реплики ставшего всемирно известным исторического Бармалея с водящими хоровод пионерами, с хрестоматийной фотографии о разрушенном войной городе.
  Непонятки с крайне редкой продажей пива в Центре – результат то ли запрета властей, то ли основанного на традиционных привычках экономики дефицита, хотя нам и удалось выждать в 40-минутной (!) очереди свои порции пенной разливной бражки прекрасного качества, забылись мгновенно, как только мы вышли на объекты исторической битвы. Дом Павлова. Мельница Гергардта. Панорама Сталинградская битва. Рубежи обороны, обозначенные танковыми башнями и самими 34-ками… Памятные знаки и скульптурные группы смотрелись по-особенному значительно в закатном свете.
  Но вперёд на матч Тунис-Англия! Времени оставалось все меньше. Запоминается фестиваль перед стадионом, множество прекрасных девичьих лиц. В такой обстановке как-то дико даже подумать о трениях между фанатами. Это плоды воображения британской прессы. Все невероятно мирно. С фанатами спокойное дружелюбное общение, со всеми без исключения. С местным поклонником Ротора с удовольствием пообщались насчёт истории «Торпедо Москва» и «Ротора Волгоград», «немало вы нам крови попили»… и о перспективе возрождения обоих клубов и выходе их из ПФЛ через ФНЛ в Российскую премьер-лигу.
  Впрочем, британская пресса извлекает свои выдумки из вольного толкования того, что случилось два года назад перед матчем Россия-Англия на ЧЕ-2016 в Марселе. Я был на том матче и прекрасно помню, что случилось перед игрой. Местные марсельские арабы, на быстрых мопедах и байках, забрасывавшие инглиш-фэнов самодельными взрывными устройствами в Старом порту и на подходах к стадиону, поразительное отсутствие вмешательства со стороны местной еуропейской полиции, англичане, бросающиеся мусором и бутылками в ответ. Все подходы к стадиону были, говоря высоким штилем, зас…аны и зас…аны! Каково же было потом мое негодование, когда я читал ужастики в прессе про… российских фанатов в Марселе.
  … Атмосфера праздника и дружбы Волгограда представляла собою разительнейший контраст. Напишет ли про ЭТО англичанская медиа? Посмотрим. 
  Но, вперёд-вперёд! Супер-новый стадион вместо старого стадиона «Ротора» с видом на бескрайние степи Заволжья и близкой к нему Азии радовал глаз. Организация была выше всяких похвал. Верхняя кромка чаши внутри, повторявшая набегавшую волжскую волну обрамляла пёструю фанатскую болельщицкую армию, пришедшую в театр футбола в великом городе.
  На трибунах аглицкие, русские и «тунезские» болельщики сидели практически вперемешку. Интересно было наблюдать тунисский темперамент. Скандирование «Тунэз, Тунэз» подхватывали и русские ряды. Звучало утвердительно. Большинство публики, казалось, отказывало в желании болеть за аглицкую сборную, несмотря на объективный интерес к хорошо знакомым по трансляциям каналов «Матч ТВ» и «НТВ+Футбол» отдельным игрокам премьер-лиги, которых многие видели живьём впервые. Жаль, что не вышел Джейми Варди из Лестера, но в целом англичане двигались достойно, сумев вырваться вперёд лишь на предпоследней минуте добавленного времени. Мне же было любопытно сверхотуры сектора С221 наблюдать за футбольной мыслью тренера Гаррета Саутгейта, с которым я обедал в рыбном ресторанчике в Рио-де-Жанейро четыре года назад на Мундиале-2014, обсуждая нашу общую с ним критику тактических приёмов итальянца Фабио Капелло, не пришедшегося – по большому счёту – ко двору ни в сборной Англии, ни в сборной России.
  Тунэз почти выстоял, чуть не сыграв вничью.
  «Арабы нынче – ну и ну! – Европу поприжали.
  Мы в Шестидневную войну 
  Их очень поддержали» (В.Высоцкий) – как всегда, очень актуальный.
  Публика расходилась, как говорится, с хорошим осадком в душе и с красивыми пластиковыми стаканами в карманах, полученными от спонсоров ЧМ – Bud и Coca-Cola, с сияющими лицами и сияющими от встроенных световых чипов донышками посуды. 
  После матча нас пригласили в симпатичный ресторан «Альховский» на набережной. Из «Альховского» рукой подать до местной фан-зоны, расположившейся на «Аллее героев» и в Парке Победы, спускающемся до набережной. Около двух часов ночи, увы, импозантная прекрасно обустроенная фан-зона была закрыта и почти пустовала, что было несколько неожиданным. Осталось предположить, насколько в ней хорошо бывает днём.
  С утра многие туристы потянулись на Мамаев курган. Каждый, кто приезжает в Волгоград, просто обязан найти два часа для осмотра этого могучего мемориала. Едем на метротраме, одной из достопримечательностей города. Метротрам, наземно-подземный трамвай, имеет восемь подземных станций, остальные надземные. Строили его 30 лет,  запустили два года назад.
  И вот вдали показалась Родина-мать, центральная скульптура комплекса. Повсюду заметны группки офигевших от наплыва впечатлений инглишей, а также других интуристов. Мамаев курган притягивает всех словно гигантский магнит. Фанаты рассосались по плоскости города, раскинувшегося на 120 км.
Величественный комплекс. Пантеон славы. Вечный огонь, к которому я возложил гвоздики. Скульптурные группы, знакомые каждому с детства, сделанные авторским коллективом под руководством Вучетича и открытые в 1969 г. На вершине возникает ощущение, что все мирские заботы остались где-то там, очень далеко.
  Плюс 34 и мы были бы совсем неправы, если бы не спустились к урезу воды и я бы не занырнул, как представитель всей честной компании, в набежавшую волну. Течение быстрое. Вода освежающая. Поплавать в Волге для русского человека – это святое. А после освежающей волны был замечательный ресторан «Миля». Настоятельно рекомендую всем, а сам обязательно сделаю публикацию о нём в TripAdvisor.
  Только Сталинград может вправить мозги. Мощь великого. Это одно из тех мест, где делается прививка от глупости.
 
   Олег Румянцев, 
   специально для Сигарного портала
 
   См. также текст статьи: часть III и часть IV
Оцените статью